Аннотация к рабочей программе «Индивидуальный проект» Рабочая программа метапредметного курса «Индивидуальный проект» базового уровня разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, Основной образовательной программой среднего общего образования 3 и примерной программой метапредметного курса «Индивидуальный проект» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования (автор: Д.А.Логинов. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018). Рабочая программа метапредметного курса «Индивидуальный проект» (далее – курса) рассчитана на 2 года (68 часов: 1 час в неделю). Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект) и является обязательным для выбора изучения всеми обучающимися на уровне среднего общего образования. Программа курса обеспечивает: удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; общеобразовательную, общекультурную составляющие при получении среднего общего образования; развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы; развитие навыков самообразования и самопроектирования; углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности; совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся. Цель курса: формирование проектной компетентности обучающихся, осваивающих основную образовательную программу среднего общего образования. Задачи изучения курса: 1. Сформировать: способность к проблемно-ориентированному анализу неопределенной ситуации; способность к рефлексии внутренних и внешних причин, порождающих неопределенность ситуации; способность к созданию моделей преобразуемой ситуации и готовность использовать их в качестве инструментов ее преобразования. 2. Развить: способность к определению конкретных целей преобразования неопределенной ситуации; способность к определению алгоритма конкретных шагов для достижения поставленной цели; способность к рефлексии совершенной деятельности и выбору способа предъявления достигнутых результатов социуму. 3. Совершенствовать: коммуникативные умения, опыт публичного выступления; умение презентовать результаты проектной деятельности. Содержание метапредметного курса «Индивидуальный проект» представлено современной модульной системой обучения, которая создается для наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям обучающихся и уровню их базовой подготовки. Модули, включенные в данную программу, представляют собой относительно самостоятельные единицы, которые можно реализовывать в любом хронологическом порядке и адаптировать к любым условиям организации учебного процесса. Программа предусматривает поэтапное сопровождение деятельности обучающихся по реализации индивидуального проекта. Принципы и особенности содержания курса: признание объективности существования индивидуальных целей обучающегося в образовательном процессе; индивидуализация и персонификация образовательного процесса; максимальное разнообразие представленных возможностей для развития личности; непрерывность и преемственность образовательного процесса как взаимосвязанного, объединенного единством и последовательностью целей образования; «не навреди», психологический контакт с подопечным и атмосфера доверия; взаимодополняемость психологической, педагогической, информационной, тьюторской составляющих; свобода выбора обучающимся предметных направлений; получение помощи, принцип наставничества. Планируемые результаты освоения курса Планируемые результаты освоения программы курса уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиций оценки достижения этих результатов. Результаты изучения курса обучающихся отражают: 1. Развитие личности обучающихся средствами предлагаемого курса: развитие общей культуры школьников, их мировоззрения, ценностносмысловых установок; развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей; готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению. 2. Овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной проектной и исследовательской деятельности. 3. Развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции. 4. Обеспечение академической мобильности и возможности поддерживать избранное направление образования. 5. Обеспечение профессиональной ориентации обучающихся. Планируемые личностные результаты При освоении курса планируется достичь следующих личностных результатов: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; действие смыслообразования (установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется и т.п.); действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее собственный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Планируемые метапредметные результаты Планируемые метапредметные результаты включают группу регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные универсальные учебные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. Коммуникативные универсальные учебные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Планируемые предметные результаты В результате обучения по программе курса обучающийся научится: формулировать цели и задачи проектной (исследовательской) деятельности; планировать работу по реализации проектной (исследовательской) деятельности; реализовывать запланированные действия для достижения поставленных целей и задач; оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с целью презентации результатов работы над проектом; осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью и задачами и конечным результатом; использовать технологию учебного проектирования для решения личных целей и задач образования; навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта (исследования); осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности. Программа курса представлена четырьмя модулями, освоение которых в полном объеме позволит сопроводить подготовку и реализацию обучающимися, осваивающими ООП среднего общего образования, индивидуального проекта, а также подготовить его к защите. Форма защиты и процедура оценивания индивидуального проекта регламентируется соответствующими локальными нормативными актами учреждения.