Литература 10 -11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Литература» (на углублённом
уровне) для обучения на уровне среднего общего образования составлена на
основе требований к планируемым результатам обучения в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ
от 17.05.2012 г. №41317, с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №
1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613), Федеральной основной
образовательной программы среднего общего образования (в редакции
протокола №2/16-з от 28.06.2016 федерального учебно-методического
объединения по общему образованию), с учётом Концепции преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. №
637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» способствует формированию духовного
облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает
ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии
обучающихся, приобщению их к нравственно-эстетическим ценностям, как
национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования в средней школе на
углублённом уровне составляют чтение и изучение выдающихся
произведений отечественной и зарубежной литературы второй половины
ХIХ – начала ХХI века, расширение литературного контента, углубление
восприятия и анализ художественных произведений в историколитературном
и
историко-культурном
контекстах,
интерпретация
произведений
в
соответствии
с
возрастными
особенностями
старшеклассников, их литературным развитием, жизненным и читательским
опытом.
Литературное образование на углублённом уровне в средней школе
преемственно по отношению к курсу литературы в основной школе и
сопрягается с курсом литературы, изучаемым на базовом уровне. В процессе
изучения литературы в старших классах происходит углубление и
расширение межпредметных связей с курсом русского языка, истории и
предметов художественного цикла, с разными разделами филологической
науки и видами искусств на основе использования как аппарата
литературоведения, так и литературной критики, что способствует

формированию художественного вкуса и эстетического отношения к
окружающему миру, развитию умений квалифицированного читателя,
способного к глубокому восприятию, пониманию и интерпретации
произведений художественной литературы.
В рабочей программе учтены этапы российского историколитературного процесса второй половины ХIХ – начала ХХI века,
представлены разделы, включающие произведения литератур народов
России и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся указаны при изучении
каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение
планируемых результатов обучения.
Отличие углублённого уровня литературного образования от базового
обусловлено
планируемыми
предметными
результатами,
которые
реализуются в отношении наиболее мотивированных и способных
обучающихся в соответствии с учебным планом образовательной
организации, обеспечивающей профильное обучение. Литературное
образование в старшей школе на углублённом уровне предполагает более
активное использование самостоятельной исследовательской деятельности
обучающихся, являющейся способом введения старшеклассников в ту или
иную профессиональную практику, связанную с профильным гуманитарным
образованием.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в средней школе состоят в
сформированности чувства причастности к отечественным культурным
традициям, лежащим в основе исторической преемственности поколений, и
уважительного отношения к другим культурам; в развитии ценностносмысловой сферы личности на основе высоких этических идеалов; осознании
ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры и
взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности. Реализация этих целей связана с
развитием читательских качеств и устойчивого интереса к чтению как
средству приобщения к российскому литературному наследию и сокровищам
отечественной и зарубежной культуры и базируется на знании содержания
произведений, осмыслении поставленных в литературе проблем,
формировании
у
обучающихся
литературного
вкуса,
развитии
филологической культуры, ведущей к овладению комплексным
филологическим
анализом
художественного
текста,
осмыслению
функциональной роли теоретико-литературных понятий, пониманию
коммуникативно-эстетических
возможностей
языка
литературных

произведений, а также позволяет совершенствовать устную и письменную
речь обучающихся на примере лучших литературных образцов, создавать
собственные письменные творческие работы и устные доклады о
прочитанных книгах, осуществлять целенаправленную подготовку к
будущей профессиональной деятельности, связанной с гуманитарной сферой.
Достижение указанных целей возможно при комплексном решении учебных
и воспитательных задач, стоящих перед старшей школой и
сформулированных во ФГОС СОО.
Задачи, связанные с формированием чувства причастности к
отечественным традициям и осознанием исторической преемственности
поколений, включением в языковое пространство русской культуры,
воспитанием ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части
культуры, состоят в систематическом приобщении старшеклассников к
наследию отечественной и зарубежной классики и лучшим образцам
современной литературы; воспитании уважения к отечественной
классической литературе как социокультурному и эстетическому феномену;
освоении в ходе её изучения духовного опыта человечества, этиконравственных,
философско-мировоззренческих,
социально-бытовых,
культурных традиций и ценностей; воспитании личности, способной к
созидательной гуманитарной деятельности в современном мире и осознанию
культурной самоидентификации на основе изучения литературных
произведений.
Задачи, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению как
средству познания отечественной и других культур, уважительного
отношения к ним, приобщением к российскому литературному наследию и
через него – к традиционным ценностям и сокровищам отечественной и
мировой культуры, ориентированы на воспитание и развитие постоянной
потребности обучающихся в чтении художественных произведений в
течение всей жизни; знание содержания и осмысление ключевых проблем
произведений русской, мировой классической и современной литературы, в
том числе литератур народов России; сознательное включение чтения в
собственную досуговую деятельность и умение планировать и
корректировать свою программу чтения; участвовать во внеурочных
мероприятиях, содействующих повышению интереса к литературе, чтению,
образованию, книжной культуре, и вовлекать к этот процесс своих
сверстников.
Задачи, связанные с воспитанием читательских качеств и овладением
современными читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания литературных текстов, самостоятельного истолкования
прочитанного,
направлены
на
развитие
умений
комплексного
филологического анализа художественного текста и осмысление

функциональной роли теоретико-литературных понятий, в том числе анализа
и интерпретации литературного произведения как художественного целого с
учётом историко-литературной обусловленности, культурного контекста и
связей с современностью на основе понимания и осмысленного
использования в процессе анализа и интерпретации произведений
художественной литературы терминологического аппарата современного
литературоведения, а также элементов искусствоведения, театроведения,
киноведения.
Кроме того, эти задачи связаны с развитием понятия об историколитературном процессе и его основных закономерностях, о множественности
литературно-художественных
стилей
разных
эпох,
литературных
направлениях, течениях, школах, об индивидуальном авторском стиле;
выявлением взаимообусловленности элементов формы и содержания
литературного произведения, а также образов, тем, идей, проблем,
способствующих осмыслению художественной картины жизни, созданной
автором в литературном произведении, и авторской позиции; развитием
представления о специфике литературы как вида искусства, культуры
читательского восприятия, качеств квалифицированного читателя,
обладающего образным и аналитическим мышлением, эстетическим вкусом,
интеллектуальными и творческими способностями, эмоциональной
отзывчивостью, а также умением сопоставлять произведения русской и
зарубежной литературы и сравнивать их с научными, критическими и
художественными интерпретациями в других видах искусств; развитием
представлений об основных направлениях литературной критики, о
современных профессиональных подходах к анализу художественного текста
в литературоведении; развитием способности осуществлять поиск, отбор,
анализ, структурирование и предъявление информации с использованием
различных ресурсов, включая работу с книгой в традиционных и
электронных библиотечных системах и медиапространстве; владением
основами учебной проектно-исследовательской деятельности историко- и
теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов;
различными приёмами цитирования и творческой переработки текстов.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативноэстетических возможностей языка, нацелены на развитие представлений о
литературном произведении как явлении словесного искусства и об
изобразительно-выразительных
возможностях
русского
языка
в
литературных текстах, на свободное владение разными способами
информационной переработки текстов, на умение анализировать,
аргументированно оценивать и редактировать собственные и чужие
высказывания, использовать в своей исследовательской и проектной

деятельности ресурсы современного литературного процесса и научной
жизни филологического сообщества, в том числе в Интернете.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение литературы в 10–11 классах среднего общего образования
отводится 340 ч., в 10 класса - 170 часов (5 часов в неделю), в 11 классе - 170
часов (5 часов в неделю).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».