Аннотация к рабочей программе. Литература

АННОТАЦИЯ
к рабочей программе учебного предмета «Литература»
на уровне среднего общего образования
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС
среднего общего образования и Основной образовательной программой среднего
общего образования, а также Концепцией преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации.
Рабочая программа по литературе воплощает идею внедрения в практику
российской школы деятельностного подхода к организации обучения.
Планируемые предметные результаты, определенные рабочей программой по
литературе, предполагают формирование читательской компетентности и
знакомство с ресурсами для дальнейшего пополнения и углубления знаний о
литературе.
Цель учебного предмета «Литература»: формирование культуры
читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности
обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных
текстов.
Стратегическая цель предмета в 10–11-х классах – завершение
формирования соответствующего возрастному и образовательному уровню
обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к
деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству
самопознания и саморазвития.
Задачи учебного предмета «Литература»:
 получение опыта медленного чтения произведений русской, родной
(региональной) и мировой литературы;
 овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом,
позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и
письменной форме;
 овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение
выделять основные темы произведения, его проблематику, определять
жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора,
место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое
своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть»
подтексты);
 формирование умения анализировать в устной и письменной форме
самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты,
аспекты;
 формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров
(ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);
 овладение умением определять стратегию своего чтения;
 овладение умением делать читательский выбор;
 формирование умения использовать в читательской, учебной и
исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в
том числе цифровых, виртуальных;

 овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой
деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе,
искусстве и др.);
 знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной
классикой, современным литературным процессом;
 знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного
знания (культурология, психология, социология и др.).
Перенесение фокуса внимания в литературном образовании с
произведения литературы как объекта изучения на субъектность читателя
является приоритетной задачей рабочей программы, поэтому в основе ее
содержания описание условий, при которых организована и обеспечена
самостоятельная продуктивная читательская деятельность обучающихся. Под
читательской деятельностью здесь понимается определение читательской
задачи, поиск и подбор текстов для чтения, их восприятие и анализ, оценка и
интерпретация.
Сама по себе «прочитанность» того или иного произведения или даже
перечня рекомендованных для изучения произведений отечественной и мировой
классики не может считаться достаточным итогом школьного литературного
образования, если при этом не сформированы личностные компетенции
читателя: способность самостоятельно ориентироваться в многообразии
литератур, читать и воспринимать прочитанное, анализировать его и давать ему
свою оценку и интерпретацию, рекомендовать для чтения другим читателям.
Важно, чтобы чтение не прерывалось вместе с завершением основного
образования, а прочитанное в школе становилось базой для дальнейшего чтения
и осмысления произведений как классики, так и современной литературы,
определяя траекторию читательского роста личности.
Формирование читательской самостоятельности – работа в сменяющихся
форматах в зоне ближайшего развития читателя (совместное медленное чтение
или деятельность по поиску информации, сопровождение или создание
читательских мотиваций, условия для продуктивной самостоятельной
деятельности) – это ключевая задача учителя, которая во многом определяется
изменением его роли в учебной деятельности в соответствии с требованиями
ФГОС СОО. Составитель рабочей программы учитывает необходимость
обеспечения субъектности учителя как организатора образовательного процесса
и субъектности обучающегося как компетентного читателя.
Для обеспечения субъектности читателя в рабочей программе учителя
может быть применен модульный принцип ее формирования: структура
каждого модуля определена логикой освоения конкретных видов читательской
деятельности и последовательного формирования читательской компетентности,
т.е. способности самостоятельно осуществлять читательскую деятельность на
незнакомом материале.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».