Технология (труд)5-9 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» интегрирует
знания по разным учебным предметам и является одним из базовых для
формирования у обучающихся функциональной грамотности, техникотехнологического, проектного, креативного и критического мышления на
основе практико-ориентированного обучения и системно-деятельностного
подхода в реализации содержания, воспитания осознанного отношения к
труду, как созидательной деятельности человека по созданию материальных
и духовных ценностей.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» знакомит
обучающихся с различными технологиями, в том числе материальными,
информационными, коммуникационными, когнитивными, социальными. В
рамках освоения программы по предмету «Труд (технология)» происходит
приобретение базовых навыков работы с современным технологичным
оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром
профессий, самоопределение и ориентация обучающихся в сферах трудовой
деятельности.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» раскрывает
содержание, адекватно отражающее смену жизненных реалий и
формирование
пространства
профессиональной
ориентации
и
самоопределения личности, в том числе: компьютерное черчение,
промышленный дизайн, 3D-моделирование, прототипирование, технологии
цифрового производства в области обработки материалов, аддитивные
технологии, нанотехнологии, робототехника и системы автоматического
управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики,
строительство, транспорт, агро- и биотехнологии, обработка пищевых
продуктов.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» конкретизирует
содержание, предметные, метапредметные и личностные результаты.
Стратегическим
документом,
определяющими
направление
модернизации содержания и методов обучения, является ФГОС ООО.
Основной целью освоения содержания программы по учебному
предмету «Труд (технология)» является формирование технологической
грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления.
Задачамиучебногопредмета«Труд(технология)»являются:

подготовка личности к трудовой, преобразовательной деятельности, в
том числе на мотивационном уровне – формирование потребности и
уважительного отношения к труду, социально ориентированной
деятельности;
овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной
области «Технология»;
овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими
знаниямипопреобразованиюматерии,энергиииинформациивсоответствии
с
поставленными целями, исходя из экономических, социальных,
экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и
общественной безопасности;
формирование у обучающихся культуры проектной иисследовательской
деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых
технологических решений;
формирование у обучающихся навыка использования в трудовой
деятельности цифровых инструментов и программных сервисов,
когнитивных инструментов и технологий;
развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и
склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности,
владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений.
Технологическое образование обучающихся носит интегративный
характер и строится на неразрывной взаимосвязи с трудовым процессом,
создает возможность применения научно-теоретических знаний в
преобразовательной продуктивной деятельности, включения обучающихся в
реальные трудовые отношения в процессе созидательной деятельности,
воспитания культуры личности во всех ее проявлениях (культуры труда,
эстетической, правовой, экологической, технологической и других ее
проявлениях), самостоятельности, инициативности, предприимчивости,
развитии компетенций, позволяющих обучающимся осваивать новые виды
труда и сферы профессиональной деятельности.
Основнойметодическийпринциппрограммыпоучебномупредмету
«Труд (технология)»: освоение сущности и структуры технологии
неразрывно связано с освоением процесса познания – построения и анализа
разнообразных моделей.
Программа по предмету «Труд (технология)» построена по модульному
принципу.
Модульная программа по учебному предмету «Труд (технология)»
состоитизлогическизавершенныхблоков(модулей)учебногоматериала,

позволяющих достигнуть конкретных образовательных результатов, и
предусматривает разные образовательные траектории ее реализации.
Модульная программа по учебному предмету «Труд (технология)»
включает обязательные для изучения инвариантные модули, реализуемые в
рамках, отведенных на учебный предмет часов.
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ
ПРЕДМЕТУ "ТРУДУ (ТЕХНОЛОГИЯ)"
Модуль«Производствоитехнологии»
Модуль «Производство и технологии» является общим по отношению к
другим модулям. Основные технологические понятия раскрываются вмодуле
в системном виде, что позволяет осваивать их на практике в рамках других
инвариантных и вариативных модулей.
Особенностью современной техносферы является распространение
технологического подхода на когнитивную область. Объектом технологий
становятся фундаментальные составляющие цифрового социума: данные,
информация, знание. Трансформация данных в информацию и информации в
знание вусловияхпоявления феномена «большихданных»является одной из
значимых и востребованных в профессиональной сфере технологий.
Освоение содержания модуля осуществляется на протяжении всего
курса технологии на уровне основного общего образования. Содержание
модуля построено на основе последовательного знакомства обучающихся с
технологическими процессами, техническими системами, материалами,
производством и профессиональной деятельностью.
Модуль«Технологииобработкиматериаловипищевых продуктов»
В модуле на конкретных примерах представлено освоение технологий
обработки материалов по единой схеме: историко-культурное значение
материала, экспериментальное изучение свойств материала, знакомство с
инструментами, технологиями обработки, организация рабочего места,
правила безопасного использования инструментов и приспособлений,
экологические последствия использования материалов и применения
технологий,атакже характеризуютсяпрофессии,непосредственносвязанные с
получением и обработкой данных материалов. Изучение материалов и
технологий предполагается в процессе выполнения учебного проекта,
результатом которого будет продукт-изделие, изготовленныйобучающимися.
Модуль может быть представлен как проектный цикл по освоению
технологии обработки материалов.
Модуль«Компьютернаяграфика.Черчение»

Врамкахданногомодуляобучающиесязнакомятсясосновными видами и
областями применения графической информации, с различными типами
графических изображений и их элементами, учатся применять чертёжные
инструменты, читать и выполнять чертежи на бумажном носителе с
соблюдением основных правил, знакомятся с инструментами и условными
графическими обозначениями графическихредакторов, учатся создаватьс их
помощью тексты и рисунки, знакомятся с видами конструкторской
документации и графических моделей, овладевают навыками чтения,
выполнения
и
оформления
сборочных
чертежей,
ручными
и
автоматизированными способами подготовки чертежей, эскизов и
технических рисунков деталей, осуществления расчётов по чертежам.
Приобретаемые в модуле знания и умения необходимы для создания и
освоенияновыхтехнологий, атакжепродуктовтехносферы, инаправленына
решение задачи укрепления кадрового потенциала российскогопроизводства.
Содержание модуля «Компьютерная графика. Черчение» может быть
представлено, в том числе, и отдельными темами или блоками в других
модулях. Ориентиром в данном случае будут планируемые предметные
результаты за год обучения.
Модуль«Робототехника»
В модуле наиболее полно реализуется идея конвергенции материальных
и информационных технологий. Значимость данного модуля заключается в
том, что при его освоении формируются навыки работы с когнитивной
составляющей (действиями, операциями и этапами).
Модуль «Робототехника» позволяет в процессе конструирования,
создания действующих моделей роботов интегрировать знания о технике и
технических
устройствах,
электронике,
программировании,
фундаментальные знания, полученные в рамках учебных предметов, а также
дополнительного образования и самообразования.
Модуль«3D-моделирование,прототипирование,макетирование»
Модуль в значительной мере нацелен на реализацию основного
методическогопринципамодульногокурсатехнологии:освоениетехнологии
идёт неразрывно с освоением методологии познания, основой которого
является моделирование. При этом связь технологии с процессом познания
носит двусторонний характер: анализ модели позволяет выделить
составляющие её элементы и открывает возможность использовать
технологический подход при построении моделей, необходимых для
познанияобъекта.Модульиграетважнуюрольвформированиизнанийи

умений, необходимых для проектирования и усовершенствования продуктов
(предметов), освоения и создания технологий.
В модульную программу по учебному предмету «Труд (технология)»
могут быть включены вариативные модули, разработанные по запросу
участников образовательных отношений, в соответствии с этнокультурными
и региональными особенностями, углубленным изучением отдельных тем
инвариантных модулей.
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ
ПРЕДМЕТУ "ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)"
Модуль«Автоматизированныесистемы»
Модуль знакомит обучающихся с автоматизацией технологических
процессов на производстве и в быту. Акцент сделан на изучение принципов
управления автоматизированными системами и их практической реализации
на примере простых технических систем. В результате освоения модуля
обучающиеся разрабатывают индивидуальный или групповой проект,
имитирующий работу автоматизированной системы (например, системы
управления электродвигателем, освещением в помещении и прочее).
Модули«Животноводство»и«Растениеводство»
Модули знакомят обучающихся с традиционными и современными
технологиями в сельскохозяйственной сфере, направленными на природные
объекты, имеющие свои биологические циклы.
В программе по учебному предмету «Труд (технология)»
осуществляется реализация межпредметных связей:
с алгеброй и геометрией при изучении модулей «Компьютерная
графика.
Черчение»,
«3D-моделирование,
прототипирование,
макетирование», «Технологии обработки материалов и пищевыхпродуктов»;
с химией при освоении разделов, связанных с технологиями химической
промышленностивинвариантныхмодулях;
с биологией при изучении современных биотехнологий в инвариантных
модулях и при освоении вариативных модулей «Растениеводство» и
«Животноводство»;
с физикой при освоении моделей машин и механизмов, модуля
«Робототехника»,«3D-моделирование,прототипирование,макетирование»,
«Технологииобработкиматериаловипищевыхпродуктов»;
с информатикой и информационно-коммуникационными технологиями
при освоении в инвариантных и вариативных модулях информационных
процессовсбора,хранения,преобразованияипередачиинформации,

протекающих в технических системах, использовании программных
сервисов;
с историей и искусством при освоении элементов промышленной
эстетики, народных ремёсел в инвариантном модуле «Производство и
технологии»;
собществознаниемприосвоениитемвинвариантноммодуле
«Производствоитехнологии».
Общее число часов, отведенное на изучение учебного предмета "Труд
(технология) – 272 часа: в 5 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 6 классе –
68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе
– 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Модуль«Производствоитехнологии» 5
класс
Технологиивокругнас.Материальныймирипотребностичеловека.
Трудоваядеятельностьчеловекаисозданиевещей(изделий).
Материальные технологии. Технологический процесс. Производство и
техника. Роль техники в производственной деятельности человека.
Классификация техники.
Проекты и ресурсы в производственной деятельности человека. Проект
как форма организации деятельности. Виды проектов. Этапы проектной
деятельности. Проектная документация.
Какие бывают профессии. Мир труда и профессий. Социальная
значимость профессий.
6класс
Моделиимоделирование.
Видымашинимеханизмов.Кинематическиесхемы.
Технологические задачи и способы их решения.
Техническое моделирование и конструирование. Конструкторская
документация.
Перспективыразвитиятехникиитехнологий.
Мир профессий. Инженерные профессии.
7класс
Созданиетехнологийкакосновнаязадачасовременнойнауки.
Промышленная эстетика. Дизайн.
Народныеремёсла.НародныеремёслаипромыслыРоссии.
Цифровизация производства. Цифровые технологии и способы
обработки информации.
Управлениетехнологическимипроцессами.Управлениепроизводством.
Современныеиперспективныетехнологии.
Понятие высокотехнологичных отраслей. «Высокие технологии»
двойного назначения.
Разработка и внедрение технологий многократного использования
материалов, технологий безотходного производства.
Мир
профессий.
Профессии,
связанные
с
дизайном,
их
востребованность на рынке труда.

8класс
Общие принципы управления. Управление и организация. Управление
современным производством.
Производство и его виды. Инновации и инновационные процессы на
предприятиях. Управление инновациями.
Рыноктруда.Функциирынкатруда.Трудовыересурсы.
Мир профессий. Профессия, квалификация и компетенции. Выбор
профессии в зависимости от интересов и способностей человека.
Профессиональное самоопределение.
9класс
Предпринимательство и предприниматель. Сущность культуры
предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности.
Внутренняя и внешняя среда предпринимательства. Базовые
составляющие внутренней среды.
Модель реализации бизнес-идеи. Этапы разработки бизнес-проекта:
анализ выбранного направления экономической деятельности, создание
логотипа
фирмы,
разработка
бизнес-плана.
Эффективность
предпринимательской деятельности.
Технологическое предпринимательство. Инновации и их виды. Новые
рынки для продуктов.
Мирпрофессий.Выборпрофессии.
Модуль«Компьютернаяграфика.Черчение»
5 класс
Графическая информация как средство передачи информации о
материальном мире (вещах). Виды и области применения графической
информации (графических изображений).
Основы графической грамоты. Графические материалы и инструменты.
Типыграфическихизображений(рисунок,диаграмма,графики,графы,
эскиз,техническийрисунок,чертёж,схема,карта,пиктограммаидругое.).
Основныеэлементыграфическихизображений(точка,линия,контур,
буквы и цифры, условные знаки).
Правилапостроениячертежей(рамка,основнаянадпись,масштаб,виды,
нанесение размеров).
Чтениечертежа.
Мир
профессий.
Профессии,
связанные
с черчением,
их
востребованность на рынке труда.

6класс
Созданиепроектнойдокументации.
Основы выполнения чертежей с использованием чертёжных
инструментов и приспособлений.
Стандартыоформления.
Понятиеографическомредакторе,компьютернойграфике.
Инструментыграфическогоредактора. Созданиеэскизавграфическом
редакторе.
Инструментыдлясозданияиредактированиятекставграфическомредакторе.
Созданиепечатнойпродукциивграфическомредакторе.
Мир
профессий.
Профессии,
связанные
с черчением,
их
востребованность на рынке труда.
7класс
Понятие о конструкторской документации. Формы деталей и их
конструктивные элементы. Изображение и последовательность выполнения
чертежа. Единая система конструкторской документации (ЕСКД).
Государственный стандарт (ГОСТ).
Общие сведения о сборочных чертежах. Оформление сборочного
чертежа. Правила чтения сборочных чертежей.
Понятиеграфическоймодели.
Применение компьютеров для разработки графической документации.
Построение геометрических фигур, чертежей деталей в системе
автоматизированного проектирования.
Математические,физическиеиинформационныемодели.
Графические модели. Виды графических моделей.
Количественнаяикачественнаяоценкамодели.
Мир профессий. Профессии, связанные с черчением, их
востребованность на рынке труда.
8класс
Применение программного обеспечения для создания проектной
документации: моделей объектов и их чертежей.
Созданиедокументов,видыдокументов.Основнаянадпись.
Геометрические примитивы.
Создание,редактированиеитрансформацияграфическихобъектов.
Сложные 3D-модели и сборочные чертежи.
Изделияиихмодели.Анализформыобъектаисинтезмодели.

Плансоздания3D-модели.
Деревомодели.Формообразованиедетали.Способыредактированияоперац
ии формообразования и эскиза.
Мирпрофессий.Профессии,связанныескомпьютернойграфикой,их
востребованность на рынке труда.
9класс
Система автоматизации проектно-конструкторских работ — САПР.
Чертежи с использованием в системе автоматизированного проектирования
(САПР) для подготовки проекта изделия.
Оформление конструкторской документации, в том числе, с
использованием систем автоматизированного проектирования (САПР).
Объём документации: пояснительная записка, спецификация.
Графические документы: технический рисунок объекта, чертёж общего вида,
чертежи деталей. Условности и упрощения на чертеже. Создание
презентации.
Профессии, связанные с изучаемыми технологиями, черчением,
проектированием с использованием САПР, их востребованность на рынке
труда.
Мир профессий. Профессии, связанные с изучаемыми технологиями,
черчением, проектированием с использованием САПР, их востребованность
на рынке труда.
Модуль«3D-моделирование,прототипирование,макетирование»
7 класс
Виды и свойства, назначение моделей. Адекватность модели
моделируемому объекту и целям моделирования.
Понятие о макетировании. Типы макетов. Материалы и инструменты
для бумажного макетирования. Выполнение развёртки, сборка деталей
макета. Разработка графической документации.
Созданиеобъёмныхмоделейспомощьюкомпьютерныхпрограмм.
Программы для просмотра на экране компьютера файлов с готовыми
цифровыми трёхмерными моделями и последующей распечатки ихразвёрток.
Программа для редактирования готовых моделей и последующей их
распечатки. Инструменты для редактирования моделей.
Мирпрофессий.Профессии,связанныес3D-печатью.

8класс
3D-моделированиекактехнологиясозданиявизуальныхмоделей.
Графические примитивы в 3D-моделировании. Куб и кубоид. Шар и
многогранник. Цилиндр, призма, пирамида.
Операции над примитивами. Поворот тел в пространстве.
Масштабирование
тел.
Вычитание,
пересечение
и
объединение
геометрических тел.
Понятие«прототипирование».Созданиецифровойобъёмноймодели.
Инструменты для создания цифровой объёмной модели.
Мирпрофессий.Профессии,связанныес3D-печатью.
9класс
Моделированиесложныхобъектов.Рендеринг.Полигональнаясетка.
Понятие «аддитивные технологии».
Технологическое оборудование для аддитивных технологий: 3Dпринтеры.
Области применения трёхмерной печати. Сырьё для трёхмерной печати.
Этапыаддитивногопроизводства.Правилабезопасногопользования
3D-принтером.Основныенастройкидлявыполненияпечатина3D-принтере.
Подготовкакпечати.Печать3D-модели. Профессии,
связанные с 3D-печатью.
Мирпрофессий.Профессии,связанныес3D-печатью.
Модуль«Технологииобработкиматериаловипищевыхпродуктов»

5

класс
Технологииобработкиконструкционныхматериалов.
Проектирование, моделирование, конструирование – основные
составляющие технологии. Основные элементы структуры технологии:
действия, операции, этапы. Технологическая карта.
Бумага и её свойства. Производство бумаги, история и современные
технологии.
Использование древесины человеком (история и современность).
Использование древесины и охрана природы. Общие сведения о древесине
хвойных и лиственных пород. Пиломатериалы. Способы обработки
древесины. Организация рабочего места при работе с древесиной.
Ручной и электрифицированный инструмент для обработки древесины.
Операции(основные):разметка,пиление,сверление,зачистка,
декорированиедревесины.

Народныепромыслыпообработкедревесины.
Мирпрофессий.Профессии,связанныеспроизводствомиобработкой
древесины.
Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из
древесины».
Технологииобработкипищевыхпродуктов.
Общие сведения о питании и технологиях приготовления пищи.
Рациональное,здоровоепитание,режимпитания,пищеваяпирамида.
Значение выбора продуктов для здоровья человека. Пищевая ценность
разных продуктов питания. Пищевая ценность яиц, круп, овощей.Технологии
обработки овощей, круп.
Технология приготовления блюд из яиц, круп, овощей. Определение
качества продуктов, правила хранения продуктов.
Интерьер кухни, рациональное размещение мебели. Посуда,
инструменты, приспособления для обработки пищевых продуктов,
приготовления блюд.
Правилаэтикетазастолом.Условияхраненияпродуктовпитания.
Утилизациябытовыхипищевыхотходов.
Мир профессий. Профессии, связанные с производством и обработкой
пищевых продуктов.
Групповойпроектпотеме«Питаниеиздоровьечеловека».
Технологии обработки текстильных материалов.
Основы материаловедения. Текстильные материалы (нитки, ткань),
производство и использование человеком. История, культура.
Современныетехнологиипроизводстватканейсразнымисвойствами.
Технологии получения текстильных материалов из натуральныхволокон
растительного, животного происхождения, из химических волокон. Свойства
тканей.
Основытехнологииизготовленияизделийизтекстильныхматериалов.
Последовательность изготовления швейного изделия. Контроль
качества готового изделия.
Устройство швейной машины: виды приводов швейной машины,
регуляторы.
Виды стежков, швов. Виды ручных и машинныхшвов(стачные,
краевые).
Мирпрофессий.Профессии,связанныесошвейнымпроизводством.
Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из
текстильных материалов».

Чертёжвыкроекпроектногошвейногоизделия(например,мешокдля
сменной обуви, прихватка, лоскутное шитьё).
Выполнение технологических операций по пошиву проектного изделия,
отделке изделия.
Оценкакачестваизготовленияпроектногошвейногоизделия.
6класс
Технологииобработкиконструкционныхматериалов.
Получение и использование металлов человеком. Рациональное
использование, сбор и переработка вторичного сырья. Общие сведения о
видах металлов и сплавах. Тонколистовой металл и проволока.
Народные промыслы по обработке металла.
Способыобработкитонколистовогометалла.
Слесарный верстак. Инструменты для разметки, правки, резания
тонколистового металла.
Операции (основные): правка, разметка, резание, гибка тонколистового
металла.
Мирпрофессий.Профессии,связанныеспроизводствомиобработкой
металлов.
Индивидуальныйтворческий(учебный)проект«Изделиеизметалла».
Выполнение проектного изделия по технологической карте.
Потребительские и технические требования к качеству готового
изделия.
Оценкакачествапроектногоизделияизтонколистовогометалла.
Технологии обработки пищевых продуктов.
Молоко и молочные продукты в питании. Пищевая ценность молока и
молочных продуктов. Технологии приготовления блюд из молока и
молочных продуктов.
Определение качества молочных продуктов, правила хранения
продуктов.
Виды теста. Технологии приготовления разных видов теста (тесто для
вареников, песочное тесто, бисквитное тесто, дрожжевое тесто).
Мирпрофессий.Профессии,связанныеспищевымпроизводством.
Групповой проект по теме «Технологии обработки пищевыхпродуктов».
Технологииобработкитекстильныхматериалов.
Современныетекстильныематериалы,получениеисвойства.
Сравнениесвойствтканей,выбортканисучётомэксплуатацииизделия.

Одежда,видыодежды.Модаистиль.
Мирпрофессий.Профессии,связанныеспроизводствомодежды.
Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из
текстильных материалов».
Чертёж выкроек проектногошвейногоизделия (например, укладка для
инструментов, сумка, рюкзак; изделие в технике лоскутной пластики).
Выполнение технологических операций по раскрою и пошиву
проектного изделия, отделке изделия.
Оценкакачестваизготовленияпроектногошвейногоизделия.
7класс
Технологииобработкиконструкционныхматериалов.
Обработка
древесины.
Технологии
механической
обработки
конструкционных материалов. Технологии отделки изделий из древесины.
Обработкаметаллов.Технологииобработкиметаллов.Конструкционная
сталь. Токарно-винторезный станок. Изделия из металлопроката. Резьба и
резьбовые соединения. Нарезание резьбы. Соединение металлических
деталей клеем. Отделка деталей.
Пластмасса и другие современные материалы: свойства, получение и
использование.
Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из
конструкционных и поделочных материалов».
Технологииобработкипищевыхпродуктов.
Рыба, морепродукты в питании человека. Пищевая ценность рыбы и
морепродуктов. Виды промысловых рыб. Охлаждённая, мороженая рыба.
Механическая обработка рыбы. Показатели свежести рыбы. Кулинарная
разделка рыбы. Виды тепловой обработки рыбы. Требования к качеству
рыбных блюд. Рыбные консервы.
Мясо животных, мясо птицы в питании человека. Пищевая ценность
мяса. Механическая обработка мяса животных (говядина, свинина,баранина),
обработка мяса птицы. Показатели свежести мяса. Виды тепловой обработки
мяса.
Блюданациональнойкухниизмяса,рыбы.
Групповой проект по теме «Технологии обработки пищевыхпродуктов».
Мирпрофессий.Профессии,связанныесобщественнымпитанием.
Технологии обработки текстильных материалов.
Конструированиеодежды.Плечеваяипояснаяодежда.

Чертёжвыкроекшвейногоизделия.
Моделированиепояснойиплечевойодежды.
Выполнение технологических операций по раскрою ипошиву изделия,
отделке изделия (по выбору обучающихся).
Оценкакачестваизготовленияшвейногоизделия.
Мирпрофессий.Профессии,связанныеспроизводствомодежды.
Модуль«Робототехника»
5 класс
Автоматизацияироботизация.Принципыработыробота.
Классификациясовременныхроботов.Видыроботов,ихфункциииназначен
ие.
Взаимосвязьконструкциироботаивыполняемойимфункции.
Робототехнический конструктор и комплектующие.
Чтениесхем.Сборкароботизированнойконструкциипоготовойсхеме.
Базовые принципы программирования.
Визуальныйязыкдляпрограммированияпростыхробототехнических
систем.
Мирпрофессий.Профессиивобластиробототехники.
6класс
Мобильная
робототехника.
Организация
перемещения
робототехнических устройств.
Транспортные роботы. Назначение, особенности.
Знакомствосконтроллером,моторами,датчиками.
Сборка мобильного робота.
Принципыпрограммированиямобильныхроботов.
Изучениеинтерфейсавизуальногоязыкапрограммирования,основные
инструменты и команды программирования роботов.
Мирпрофессий.Профессиивобластиробототехники. Учебный
проект по робототехнике.
7класс
Промышленные и бытовые роботы, их классификация, назначение,
использование.
Беспилотныеавтоматизированныесистемы,ихвиды,назначение.
Программирование контроллера, в среде конкретного языка
программирования, основные инструменты и команды программирования
роботов.

Реализация алгоритмов управления отдельными компонентами и
роботизированными системами.
Анализ и проверка на работоспособность, усовершенствование
конструкции робота.
Мирпрофессий.Профессиивобластиробототехники. Учебный
проект по робототехнике.
8класс
Историяразвитиябеспилотногоавиастроения,применениебеспилотных
летательных аппаратов.
Классификациябеспилотныхлетательныхаппаратов.
Конструкция беспилотных летательных аппаратов.
Правилабезопаснойэксплуатацииаккумулятора.
Воздушныйвинт,характеристика.Аэродинамикаполёта.
Органы управления. Управление беспилотными летательными
аппаратами.
Обеспечениебезопасностиприподготовкекполету,во времяполета. Мир
профессий. Профессии в области робототехники.
Учебныйпроектпоробототехнике(однаизпредложенныхтемна выбор).
9класс
Робототехническиеиавтоматизированныесистемы.
Системаинтернетвещей.Промышленныйинтернетвещей.
Потребительский интернет вещей.
Искусственный интеллект в управлении автоматизированными и
роботизированными
системами.
Технология
машинного
зрения.
Нейротехнологии и нейроинтерфейсы.
Конструирование
и
моделирование
автоматизированных
и
роботизированных систем.
Управление групповым взаимодействием роботов (наземные роботы,
беспилотные летательные аппараты).
Управлениероботамисиспользованиемтелеметрическихсистем.
Мир профессий. Профессии в области робототехники.
Индивидуальныйпроектпоробототехнике.
ВАРИАТИВНЫЕМОДУЛИ
Модуль«Автоматизированныесистемы»

8–9классы
Введениевавтоматизированныесистемы.
Определение
автоматизации,
общие
принципы
управления
технологическим процессом. Автоматизированные системы, используемыена
промышленных предприятиях региона.
Управляющиеиуправляемыесистемы.Понятиеобратнойсвязи,ошибка
регулирования, корректирующие устройства.
Видыавтоматизированныхсистем,ихприменениенапроизводстве.
Элементная база автоматизированных систем.
Понятие об электрическом токе, проводники и диэлектрики. Создание
электрических цепей, соединение проводников. Основные электрические
устройства и системы: щиты и оборудование щитов, элементы управления и
сигнализации, силовое оборудование, кабеленесущие системы, провода и
кабели. Разработка стенда программирования модели автоматизированной
системы.
Управлениетехническимисистемами.
Технические средства и системы управления. Программируемое
логическое реле вуправлениии автоматизациипроцессов. Графический язык
программирования, библиотеки блоков. Создание простых алгоритмов и
программ для управления технологическим процессом. Создание алгоритма
пуска и реверса электродвигателя. Управление освещением в помещениях.
Модуль«Животноводство»
7–8 классы
Элементытехнологийвыращиваниясельскохозяйственныхживотных.
Домашние животные. Сельскохозяйственные животные.
Содержание
сельскохозяйственных
животных:
помещение,
оборудование, уход.
Разведениеживотных.Породыживотных,ихсоздание. Лечение
животных. Понятие о ветеринарии.
Заготовкакормов.Кормлениеживотных.Питательностькорма.Рацион.
Животные у нас дома. Забота о домашних и бездомных животных.
Проблемаклонированияживыхорганизмов.Социальныеиэтические
проблемы.
Производствоживотноводческихпродуктов.

Животноводческие предприятия. Оборудование и микроклимат
животноводческих и птицеводческих предприятий. Выращивание животных.
Использование и хранение животноводческой продукции.
Использованиецифровыхтехнологийвживотноводстве.
Цифровая ферма:автоматическое кормление животных, автоматическая
дойка, уборка помещения и другое.
Цифровая «умная» ферма — перспективное направление роботизации в
животноводстве.
Профессии,связанныесдеятельностьюживотновода.
Зоотехник, зооинженер, ветеринар, оператор птицефабрики, оператор
животноводческих
ферм
и
другие
профессии.
Использование
информационных цифровых технологий в профессиональной деятельности.
Модуль«Растениеводство»
7–8 классы
Элементытехнологийвыращиваниясельскохозяйственныхкультур.
Земледелиекакповоротныйпунктразвитиячеловеческойцивилизации.
Землякаквеличайшаяценностьчеловечества.Историяземледелия.
Почвы,видыпочв.Плодородиепочв.
Инструменты обработки почвы: ручные и механизированные.
Сельскохозяйственнаятехника.
Культурныерастенияиихклассификация.
Выращиваниерастенийнашкольном/приусадебномучастке.
Полезныедлячеловекадикорастущиерастенияиихклассификация.
Сбор, заготовка и хранение полезных для человека дикорастущих
растений и их плодов. Сбор и заготовка грибов. Соблюдение правил
безопасности.
Сохранение
природной
среды.
Сельскохозяйственноепроизводство.
Особенности
сельскохозяйственного
производства:
сезонность,
природно-климатические условия, слабая прогнозируемость показателей.
Агропромышленные
комплексы.
Компьютерное
оснащение
сельскохозяйственной техники.
Автоматизацияироботизациясельскохозяйственногопроизводства:
анализаторыпочвыcиспользованиемспутниковойсистемынавигации;
автоматизация тепличного хозяйства;
применениероботов-манипуляторовдляуборкиурожая;

внесение удобрения на основе данных от азотно-спектральныхдатчиков;
определение критических точек полей с помощью спутниковых
снимков;
использованиебеспилотныхлетательныхаппаратовидругое.
Генно-модифицированные растения: положительные и отрицательные
аспекты.
Сельскохозяйственныепрофессии.
Профессии в сельском хозяйстве: агроном, агрохимик, агроинженер,
тракторист-машинист сельскохозяйственного производства и другие
профессии. Особенности профессиональной деятельности в сельском
хозяйстве. Использование цифровых технологий в профессиональной
деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения программы по учебному предмету «Труд
(технология)» на уровне основного общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотическоговоспитания:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской
науки и технологии;
ценностноеотношениекдостижениямроссийскихинженеровиучёных;
2) гражданскогоидуховно-нравственноговоспитания:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимыхи
этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности
технологиями четвёртой промышленной революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности,
связанной с реализацией технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы
социальной жизни в группахи сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
3) эстетическоговоспитания:
восприятиеэстетическихкачествпредметовтруда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных
материалов;
пониманиеценностиотечественногоимировогоискусства,народных
традиций и народного творчества в декоративно-прикладном искусстве;
осознаниеролихудожественнойкультурыкаксредствакоммуникациии
самовыражения в современном обществе;
4) ценностинаучногопознанияипрактическойдеятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на
практике достижений науки;
5) формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном
технологическом мире, важности правил безопасной работы с
инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту
личности от этих угроз;
6) трудовоговоспитания:

уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других
людей);
ориентация на трудовую деятельность, получение профессии,
личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в
российском обществе;
готовность к активному участию в решении возникающих практических
трудовых дел, задач технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность;
умениеориентироватьсявмиресовременныхпрофессий;
умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с
учётомличныхиобщественныхинтересов,потребностей;
ориентация
на
достижение
выдающихся
результатов
в
профессиональной деятельности;
7) экологическоговоспитания:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание
необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;
осознаниепределовпреобразовательнойдеятельностичеловека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения программы по учебному предмету «Труд
(технология)» на уровне основного общего образования у обучающегося
будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия.
Познавательныеуниверсальныеучебныедействия
Базовыелогическиедействия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и
рукотворных объектов;
устанавливатьсущественныйпризнакклассификации,основаниедля
обобщения и сравнения;
выявлятьзакономерностиипротиворечияврассматриваемыхфактах,
данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных
явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи,
используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовыепроектныедействия:
выявлятьпроблемы,связанныеснимицели,задачидеятельности;

осуществлятьпланированиепроектнойдеятельности;
разрабатыватьиреализовыватьпроектныйзамыселиоформлятьегов форме
«продукта»;
осуществлять самооценку процесса и результата проектной
деятельности, взаимооценку.
Базовыеисследовательскиедействия:
использоватьвопросыкакисследовательскийинструментпознания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения
необходимой информации;
оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной
информации;
опытнымпутёмизучатьсвойстваразличныхматериалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных
инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять
арифметические действия с приближёнными величинами;
строитьиоцениватьмоделиобъектов,явленийипроцессов;
уметьсоздавать,применятьипреобразовыватьзнакиисимволы,модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
прогнозировать поведение техническойсистемы, в том числе с учётом
синергетических эффектов.
Работасинформацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от
поставленной задачи;
пониматьразличиемеждуданными,информациейизнаниями;
владетьначальныминавыкамиработыс«большимиданными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию,
информации в знания.
Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия
Самоорганизация:
уметьсамостоятельноопределятьцелиипланироватьпутиих
достижения, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;

делатьвыборибратьответственностьзарешение.
Самоконтроль(рефлексия):
даватьадекватнуюоценкуситуацииипредлагатьпланеёизменения;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
преобразовательной деятельности;
вноситьнеобходимыекоррективывдеятельностьпорешениюзадачи или по
осуществлению проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при
необходимости корректировать цель и процесс её достижения.
Умениепринятиясебяидругих:
признавать своё право на ошибку при решении задач или при
реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.
Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия Общение:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления
учебного проекта;
в рамках публичного представления результатов проектной
деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных
сервисов;
входеобщенияспредставителямидругихкультур,вчастностив социальных
сетях.
Совместнаядеятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при
реализации учебного проекта;
пониматьнеобходимостьвыработкизнаково-символическихсредствкак
необходимого условия успешной проектной деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника –
участника совместной деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом
законы логики;
уметьраспознаватьнекорректнуюаргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Длявсехмодулейобязательныепредметныерезультаты:
организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией;
соблюдать
правила
безопасного
использования
ручных
и
электрифицированныхинструментовиоборудования;
грамотно и осознанно выполнять технологические операции в
соответствии с изучаемой технологией.

Предметные результаты освоения содержания модуля «Производство и
технологии»
Кконцуобученияв5классе:
называтьихарактеризоватьтехнологии;
называтьихарактеризоватьпотребностичеловека;
классифицироватьтехнику,описыватьназначениетехники;
объяснять понятия «техника», «машина», «механизм», характеризовать
простые механизмы и узнавать их в конструкциях и разнообразных моделях
окружающего предметного мира;
использовать метод учебного проектирования, выполнять учебные
проекты;
назвать и характеризовать профессии, связанные с миром техники и
технологий.
Кконцуобученияв6классе:
называтьихарактеризоватьмашиныимеханизмы;
характеризоватьпредметытрудавразличныхвидахматериального
производства;
характеризовать
профессии,
связанные
с
инженерной
и
изобретательской деятельностью.
Кконцуобученияв7классе:
приводитьпримерыразвитиятехнологий;
называтьихарактеризоватьнародныепромыслыиремёслаРоссии;
оценивать области применения технологий, понимать ихвозможности и
ограничения;
оценивать условия и риски применимости технологий с позиций
экологических последствий;
выявлятьэкологическиепроблемы;
характеризоватьпрофессии,связанныесосферойдизайна.
Кконцуобученияв8классе:
характеризоватьобщиепринципыуправления;
анализировать возможности и сферу применения современных
технологий;
характеризоватьнаправленияразвитияиособенностиперспективных
технологий;
предлагатьпредпринимательскиеидеи,обосновыватьихрешение;
определять проблему, анализировать потребности в продукте;
овладеть методами учебной, исследовательской и проектной
деятельности, решения творческих задач, проектирования, моделирования,
конструирования и эстетического оформления изделий;

характеризовать
мир
профессий,
связанных
с
изучаемыми
технологиями, их востребованность на рынке труда.
Кконцуобученияв9классе:
характеризовать
культуру
предпринимательства,
виды
предпринимательской деятельности;
создаватьмоделиэкономическойдеятельности;
разрабатывать бизнес-проект;
оцениватьэффективностьпредпринимательскойдеятельности;
планироватьсвоёпрофессиональноеобразованиеипрофессиональную
карьеру.
Предметные результатыосвоения содержания модуля«Компьютерная
графика. Черчение»
Кконцуобученияв5классе:
называтьвидыиобластипримененияграфическойинформации;
называть типы графических изображений (рисунок, диаграмма,графики,
графы, эскиз, технический рисунок, чертёж, схема, карта, пиктограмма и
другие);
называть основные элементы графических изображений (точка, линия,
контур, буквы и цифры, условные знаки);
называтьиприменятьчертёжныеинструменты;
читать и выполнять чертежи на листе А4 (рамка, основная надпись,
масштаб, виды, нанесение размеров);
характеризовать мир профессий, связанных с черчением, компьютерной
графикой их востребованность на рынке труда.
Кконцуобученияв6классе:
знать и выполнять основные правила выполнения чертежей с
использованием чертёжных инструментов;
знать и использовать для выполнения чертежей инструменты
графического редактора;
пониматьсмыслусловныхграфическихобозначений,создаватьсих
помощью графические тексты;
создаватьтексты,рисункивграфическомредакторе;
характеризовать мир профессий, связанных с черчением, компьютерной
графикой их востребованность на рынке труда.
Кконцуобученияв7классе:
называтьвидыконструкторскойдокументации;
называтьихарактеризоватьвидыграфическихмоделей;
выполнять и оформлять сборочный чертёж;

владеть ручными способами вычерчивания чертежей, эскизов и
технических рисунков деталей;
владеть автоматизированными способами вычерчивания чертежей,
эскизов и технических рисунков;
уметьчитатьчертежидеталейиосуществлятьрасчётыпочертежам;
характеризовать мир профессий, связанных с черчением, компьютерной
графикой их востребованность на рынке труда.
Кконцуобученияв8классе:
использовать программное обеспечение для создания проектной
документации;
создаватьразличныевидыдокументов;
владеть способами создания, редактирования и трансформации
графических объектов;
выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертёжных
инструментов и приспособлений и (или) с использованием программного
обеспечения;
создавать и редактировать сложные 3D-модели и сборочные чертежи;
характеризоватьмирпрофессий,связанныхсчерчением,компьютерной
графикойихвостребованностьнарынкетруда. К
концу обучения в 9 классе:
выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертёжных
инструментов и приспособлений и (или) в системе автоматизированного
проектирования (САПР);
создавать 3D-модели в системе автоматизированного проектирования
(САПР);
оформлять конструкторскую документацию, в том числе с
использованием систем автоматизированного проектирования (САПР);
характеризовать
мир
профессий,
связанных
с
изучаемыми
технологиями, их востребованность на рынке труда.
Предметные результаты освоения содержания модуля «3Dмоделирование, прототипирование, макетирование»
Кконцуобученияв7классе:
называтьвиды,свойстваиназначениемоделей;
называть виды макетов и их назначение;
создаватьмакетыразличныхвидов,втомчислесиспользованием
программного обеспечения;
выполнятьразвёрткуисоединятьфрагментымакета; выполнять
сборку деталей макета;
разрабатыватьграфическуюдокументацию;

характеризоватьмирпрофессий,связанныхсизучаемымитехнологиями
макетирования, их востребованность на рынке труда.
Кконцуобученияв8классе:
разрабатывать оригинальные конструкции с использованием 3Dмоделей, проводить их испытание, анализ, способы модернизации в
зависимости от результатов испытания;
создавать3D-модели,используяпрограммноеобеспечение;
устанавливать адекватность модели объекту и целям моделирования;
проводить анализ и модернизацию компьютерной модели;изготавливать
прототипы с использованием технологического
оборудования(3D-принтер,лазерныйгравёридругие);
модернизироватьпрототипвсоответствииспоставленнойзадачей;
презентовать изделие;
характеризоватьмирпрофессий, связанныхс изучаемымитехнологиями
3D-моделирования, их востребованность на рынке труда.
Кконцуобученияв9классе:
использоватьредакторкомпьютерноготрёхмерногопроектированиядля
создания моделей сложных объектов;
изготавливать прототипы с использованием технологического
оборудования (3D-принтер, лазерный гравёр и другие);
называтьивыполнятьэтапыаддитивногопроизводства;
модернизироватьпрототипвсоответствииспоставленнойзадачей; называть
области применения 3D-моделирования;
характеризоватьмирпрофессий, связанныхсизучаемымитехнологиями
3D-моделирования, их востребованность на рынке труда.
Предметныерезультатыосвоениясодержаниямодуля«Технологии
обработки материалов и пищевых продуктов»
Кконцуобученияв5классе:
самостоятельно выполнять учебные проекты в соответствии с этапами
проектной деятельности; выбирать идею творческого проекта, выявлять
потребность в изготовлении продукта на основе анализа информационных
источников различных видов и реализовывать её в проектной деятельности;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы;
использовать
средства
и
инструменты
информационнокоммуникационных технологий для решения прикладных учебнопознавательных задач;
называть и характеризовать виды бумаги, её свойства, получение и
применение;
называтьнародныепромыслыпообработкедревесины;

характеризоватьсвойстваконструкционныхматериалов;
выбирать материалы для изготовления изделий с учётом их свойств,
технологий обработки, инструментов и приспособлений;
называтьихарактеризоватьвидыдревесины,пиломатериалов;
выполнять простые ручные операции (разметка, распиливание,
строгание, сверление) по обработке изделий из древесины с учётом её
свойств, применять в работе столярные инструменты и приспособления;
исследовать, анализировать и сравнивать свойства древесины разных
пород деревьев;
знатьиназыватьпищевуюценностьяиц,круп,овощей;
приводить примеры обработки пищевых продуктов, позволяющие
максимально сохранять их пищевую ценность;
называтьивыполнятьтехнологиипервичнойобработкиовощей,круп;
называть и выполнять технологии приготовления блюд из яиц, овощей,
круп;
называть виды планировки кухни; способы рационального размещения
мебели;
называть и характеризовать текстильные материалы, классифицировать
их, описывать основные этапы производства;
анализироватьисравниватьсвойстватекстильныхматериалов;
выбиратьматериалы,инструментыиоборудованиедлявыполненияшвейны
х работ;
использоватьручныеинструментыдлявыполненияшвейныхработ;
подготавливать швейную машину к работе с учётом безопасных правил
её эксплуатации, выполнять простые операции машинной обработки
(машинные строчки);
выполнять последовательность изготовления швейных изделий,
осуществлять контроль качества;
характеризовать группы профессий, описывать тенденции их развития,
объяснять социальное значение групп профессий.
Кконцуобученияв6классе:
характеризоватьсвойстваконструкционныхматериалов;
называть народные промыслы по обработке металла;
называтьихарактеризоватьвидыметалловиихсплавов;
исследовать, анализировать и сравнивать свойства металлов и их
сплавов;
классифицировать и характеризовать инструменты, приспособления и
технологическое оборудование;

использовать инструменты, приспособления и технологическое
оборудование при обработке тонколистового металла, проволоки;
выполнять технологические операции с использованием ручных
инструментов, приспособлений, технологического оборудования;
обрабатыватьметаллыиихсплавыслесарныминструментом;
знатьиназыватьпищевуюценностьмолокаимолочных продуктов;
определятькачествомолочныхпродуктов,называтьправилахранения
продуктов;
называтьивыполнятьтехнологииприготовленияблюдизмолокаимолочных
продуктов;
называтьвидытеста,технологииприготовленияразныхвидовтеста;
называть национальные блюда из разных видов теста;
называтьвидыодежды,характеризоватьстилиодежды;
характеризоватьсовременныетекстильныематериалы,их получениеи
свойства;
выбиратьтекстильныематериалыдляизделийсучётомихсвойств;
самостоятельно выполнять чертёж выкроек швейного изделия;
соблюдатьпоследовательностьтехнологических операцийпораскрою,
пошиву и отделке изделия;
выполнять учебные проекты, соблюдая этапы и технологии
изготовления проектных изделий;
характеризовать
мир
профессий,
связанных
с
изучаемыми
технологиями, их востребованность на рынке труда.
Кконцуобученияв7классе:
исследоватьианализироватьсвойстваконструкционныхматериалов;
выбирать инструменты и оборудование, необходимые для изготовления
выбранного изделия по данной технологии;
применять технологии механической обработки конструкционных
материалов;
осуществлять
доступными
средствами
контроль
качества
изготавливаемого изделия, находить и устранять допущенные дефекты;
выполнятьхудожественноеоформлениеизделий;
называтьпластмассыидругиесовременныематериалы,анализировать их
свойства, возможность применения в быту и на производстве;
осуществлятьизготовлениесубъективноновогопродукта,опираясьна
общую технологическую схему;
оцениватьпределыприменимостиданнойтехнологии,втомчислес
экономических и экологических позиций;

знатьиназыватьпищевуюценностьрыбы,морепродуктовпродуктов;
определять качество рыбы;
знатьиназыватьпищевуюценностьмясаживотных,мясаптицы, определять
качество;
называтьивыполнятьтехнологииприготовленияблюдизрыбы,
характеризоватьтехнологииприготовленияизмясаживотных,мясаптицы;
называтьблюданациональнойкухниизрыбы,мяса;
характеризоватьконструкционныеособенностикостюма;
выбиратьтекстильныематериалыдляизделийсучётомихсвойств;
самостоятельно выполнять чертёж выкроек швейного изделия;
соблюдатьпоследовательностьтехнологических операцийпораскрою,
пошиву и отделке изделия;
характеризовать
мир
профессий,
связанных
с
изучаемыми
технологиями, их востребованность на рынке труда.
Предметныерезультатыосвоениясодержаниямодуля«Робототехника»
Кконцуобученияв5классе:
классифицироватьихарактеризоватьроботовповидаминазначению; знать
основные законы робототехники;
называтьихарактеризоватьназначениедеталейробототехнического
конструктора;
характеризоватьсоставные части роботов, датчики всовременных
робототехнических системах;
получить опыт моделирования машин и механизмов с помощью
робототехнического конструктора;
применятьнавыкимоделированиямашинимеханизмовспомощьюробототе
хнического конструктора;
владеть навыками индивидуальной и коллективной деятельности,
направленной на создание робототехнического продукта;
характеризоватьмирпрофессий,связанныхсробототехникой.
Кконцуобученияв6классе:
называтьвидытранспортныхроботов,описыватьихназначение;
конструировать мобильного робота по схеме; усовершенствовать
конструкцию;
программироватьмобильногоробота;
управлятьмобильнымироботамивкомпьютерно-управляемыхсредах;
называть
и
характеризовать
датчики,
использованные
при
проектировании мобильного робота;
уметьосуществлятьробототехническиепроекты;

презентоватьизделие;
характеризоватьмирпрофессий,связанныхсробототехникой.
Кконцуобученияв7классе:
называтьвидыпромышленныхроботов,описыватьихназначениеифункции;
характеризоватьбеспилотныеавтоматизированныесистемы;
назватьвидыбытовыхроботов,описыватьихназначениеифункции;
использоватьдатчикиипрограммироватьдействиеучебногороботав
зависимости от задач проекта;
осуществлять
робототехнические
проекты,
совершенствовать
конструкцию, испытывать и презентовать результат проекта;
характеризоватьмирпрофессий,связанныхсробототехникой.
Кконцуобученияв8классе:
приводитьпримерыизисторииразвитиябеспилотногоавиастроения,
применения беспилотных летательных аппаратов;
характеризовать конструкцию беспилотных летательных аппаратов;
описывать сферы их применения;
выполнятьсборкубеспилотноголетательногоаппарата;
выполнятьпилотированиебеспилотныхлетательныхаппаратов;
соблюдать
правила
безопасного
пилотирования
беспилотных
летательных аппаратов;
характеризовать мир профессий, связанных с робототехникой, их
востребованность на рынке труда.
Кконцуобученияв9классе:
характеризоватьавтоматизированныеироботизированныесистемы;
характеризовать
современные
технологии
в
управлении
автоматизированными и роботизированными системами (искусственный
интеллект, нейротехнологии, машинное зрение, телеметрия и пр.), назвать
области их применения;
характеризовать принципы работы системы интернет вещей; сферы
применения системы интернет вещей в промышленности и быту;
анализироватьперспективыразвитиябеспилотнойробототехники;
конструировать
и
моделировать
автоматизированные
и
робототехнические системы с использованием материальных конструкторовс
компьютерным управлением и обратной связью;
составлять алгоритмы и программы по управлениюробототехническими
системами;
использоватьязыкипрограммированиядляуправленияроботами;
осуществлять управление групповым взаимодействием роботов;

соблюдатьправилабезопасногопилотирования;
самостоятельноосуществлятьробототехническиепроекты;
характеризовать мир профессий, связанных с робототехникой, их
востребованность на рынке труда.
Предметныерезультатыосвоениясодержаниявариативногомодуля
«Автоматизированныесистемы»
Кконцуобученияв8–9классах:
называтьпризнакиавтоматизированныхсистем,ихвиды;
называтьпринципыуправлениятехнологическимипроцессами;
характеризовать управляющие и управляемые системы, функции
обратной связи;
осуществлятьуправлениеучебнымитехническимисистемами;
конструировать автоматизированные системы;
называть основные электрические устройства и их функции для
создания автоматизированных систем;
объяснятьпринципсборкиэлектрическихсхем;
выполнять сборку электрических схем с использованием электрических
устройств и систем;
определять результат работы электрической схемы при использовании
различных элементов;
осуществлять программирование автоматизированных систем на основе
использования программированных логических реле;
разрабатывать проекты автоматизированных систем, направленных на
эффективное управление технологическими процессами на производстве и в
быту;
характеризовать мир профессий, связанных с автоматизированными
системами, их востребованность на региональном рынке труда.
Предметные
результаты
освоения
содержания
модуля
«Животноводство»
Кконцуобученияв7–8классах:
характеризоватьосновныенаправленияживотноводства;
характеризоватьособенностиосновныхвидовсельскохозяйственных
животных своего региона;
описывать полный технологический цикл получения продукции
животноводства своего региона;
называть виды сельскохозяйственных животных, характерных для
данного региона;
оцениватьусловиясодержанияживотныхвразличныхусловиях;

владеть навыками оказания первой помощи заболевшим или
пораненным животным;
характеризовать способы переработки и хранения продукции
животноводства;
характеризовать пути цифровизации животноводческого производства;
объяснять особенности сельскохозяйственного производства своего
региона;
характеризоватьмирпрофессий,связанныхсживотноводством,их
востребованность на региональном рынке труда.
Предметные
результаты
освоения
содержания
модуля
«Растениеводство»
Кконцуобученияв7–8классах:
характеризоватьосновныенаправлениярастениеводства;
описывать полный технологический цикл получения наиболее
распространённой растениеводческой продукции своего региона;
характеризоватьвидыисвойствапочвданногорегиона;
называтьручныеимеханизированныеинструментыобработкипочвы;
классифицировать культурные растения по различным основаниям;
называтьполезныедикорастущиерастенияизнатьихсвойства; назвать
опасные для человека дикорастущие растения;
называтьполезныедлячеловекагрибы; называть
опасные для человека грибы;
владеть методами сбора, переработки и хранения полезных
дикорастущих растений и их плодов;
владетьметодамисбора,переработкии храненияполезныхдлячеловека
грибов;
характеризовать основные направления цифровизациии роботизации в
растениеводстве;
получитьопытиспользованияцифровыхустройствипрограммных сервисов
в технологии растениеводства;
характеризоватьмирпрофессий,связанныхсрастениеводством,их
востребованность на региональном рынке труда.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».