Реализация коррекционных программ для детей с ЗПР

Особенности реализации коррекционно-развивающей области
для обучающихся с ЗПР в условиях перехода на обучение в
дистанционном режиме
Л.М. ПОНОМАРЕВА, н.сотр. лаборатории
образования и комплексной абилитации детей с задержкой
психического развития ФГБНУ «ИКП РАО»
Н.В. БАБКИНА, зав. лабораторией
образования и комплексной абилитации детей с задержкой
психического развития ФГБНУ «ИКП РАО»
Коррекционно-развивающая область является неотъемлемой частью
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с
ограниченными возможностями здоровья. Реализация входящих в нее
коррекционно-развивающих

курсов

специалистов

(педагога-психолога,

учителя-логопеда, учителя-дефектолога), направленных на удовлетворение
особых образовательных потребностей каждого ученика, способствует
преодолению, ослаблению тех объективно существующих трудностей,
которые могут препятствовать усвоению ребенком учебного материала,
формированию у него учебных навыков, адаптации в социуме. Таким
образом,

успешность

освоения

образовательной

программы

(как

академического компонента, так и компонента жизненной компетенции)
непосредственно связана с успехами ребенка в освоении коррекционноразвивающих курсов.
Особенности обучающихся с ЗПР диктуют необходимость преодоления
недостатков развития эмоционально-личностной сферы, формирования
произвольной регуляции деятельности и поведения, развития познавательной
деятельности и целенаправленного формирования высших психических
функций. Успешное решение этих задач, в свою очередь, создает фундамент
для успешной учебной деятельности обучающегося.
В условиях перехода на удаленный формат обучения ключевой
является задача сохранения ребенку с ЗПР коррекционно-развивающей

помощи и обеспечения условий для проведения курсов коррекционноразвивающей области и индивидуальных коррекционных занятий
соответствии

с

индивидуальным

образовательным

в

маршрутом,

разработанным специалистами школьного ППк.
Для решения этой важной задачи необходима организация психологопедагогического сопровождения образования ребенка с ЗПР в двух
взаимодополняющих формах: дистанционной и электронной.
Дистанционная форма предполагает организацию взаимодействия с
обучающимся посредством интернет-связи в режиме реального времени с
использованием аудио- и видеотрансляции. При этом стоит отметить
необходимость жесткого соблюдения расписания занятий и более высоких
требований к общей организации процесса, чем при использовании
электронной формы.
Электронная форма предполагает передачу обучающимся материалов
для занятий в цифровом виде. Педагог-психолог заранее готовит материал с
описанием заданий и упражнений и либо высылает его ребенку, либо
обеспечивает доступ к нему иным способом в пространстве интернет-сети. В
этом случае обучающийся сам (или с помощью родителей) определяет время
выполнения работы.
В зависимости от выбора той или иной формы специалист может поразному подойти к организации своей профессиональной деятельности.
При дистанционной форме возможно использование различных
мессенджеров, обеспечивающих

использование

аудио-

и

видеосвязи.

Наиболее распространенными являются Skype, Discord, Hangouts. Эти и
некоторые другие приложения можно использовать как на компьютере, так и
на мобильных устройствах. При этом педагог-психолог может организовать
и групповую, и индивидуальную форму работы. Общение с обучающимся в
режиме онлайн позволяет проводить занятия, включающие в себя все
традционные этапы, получать обратную связь от ребенка в реальном

времени, дает возможность ответить на его вопросы, уточнить непонятные
для него моменты.
Отметим ряд особенностей проведения занятий в такой форме, которые
необходимо обязательно учитывать. Во-первых, стоит принимать во
внимание

реальные

возможности

специалиста

и

обучающегося

по

техническому обеспечению связи. Во-вторых, специфика психологических
занятий требует некоторой предварительной подготовки со стороны
обучающегося. Стоит заранее предупредить, какие материалы будут
необходимы, возможно, потребуется распечатать какие-либо бланки, и т. д.
Также при определении содержания занятия педагог-психолог должен
учитывать ограниченные возможности контроля хода выполнения заданий и
упражнений и оказания ребенку помощи при возникновении у него
затруднений.
При

электронной

форме

представляется

целесообразным

использование файлообменников, например «Яндекс Диск» или «Google
Диск». Специалист может заранее размещать материалы, необходимые для
занятия, инструкции к заданиям и упражнениям, различные памятки, ссылки
на другие ресурсы или файлы. Информацию для обучающегося и его
родителей можно объединять в тематические папки, дополнять таблицами с
расписанием занятий и вариантами обратной связи. Ребенок может
самостоятельно выбирать удобное для него время и темп выполнения
задания. Со стороны педагога-психолога требуется лишь информирование о
месте размещения материалов посредством отправки ссылки на электронную
почту или любой другой мессенджер. Обеспечение аудио- и видеосвязи при
этой форме психолого-педагогического сопровождения не требуется. При
этом существует возможность получения обратной связи от обучающегося
через мессенджеры и электронную почту. Формами этой обратной связи
могут быть фотографии и скриншоты выполненных заданий, заполненные
опросники и анкеты. Например, после просмотра тематического видео его
можно обсудить с ребенком, предложив заполнить простую анкету из трех-

пяти

вопросов.

Размещать

такие опросники

можно

не

только

на

файлообменниках в формате Word, но и используя специальные интернетресурсы (например, onlinetestpad.com). Также электронная форма дает
педагогу-психологу возможность размещать материалы для родителей,
направленные на их психологическое просвещение.
Характерными проблемами данной формы реализации коррекционноразвивающей области являются: отсутствие возможности организовать
групповую работу обучающихся, существенные ограничения контроля
выполнения заданий и упражнений, ограниченные возможности оказания
ребенку помощи сразу при возникновении необходимости в ней.
Независимо
эффективности

от

выбираемой

реализации

формы,

очень

значимым

коррекционно-развивающей

для

области

обучающихся с ЗПР является поддержание контакта с родителями, их
активное включение в работу с ребенком. Именно родители в условиях
удаленного обучения могут помочь специалисту отследить правильность
выполнения

тех

или

иных

заданий

и

упражнений, рассказать

об

эмоциональных реакциях ребенка, его впечатлениях. Чтобы такая совместная
работа

давала

наибольший

результат,

специалист

должен

проинструктировать родителей о том, как должно проходить занятие, как
выполняются задания, на что необходимо обращать особое внимание, по
каким признакам определить, что ребенок уже утомился, какие приемы
следует использовать для снятия у него психоэмоционального напряжения и
т.д.
При использовании электронной формы родителям необходимо
предварительно предоставить краткий план занятия или перечень заданий с
более подробной инструкцией, включающей как описание проведения
отдельных заданий и упражнений, так и указание на необходимость
соблюдения определенной последовательности их выполнения, порядок
перехода от одного задания к другому. Также целесообразно организовать
возможность онлайн-консультирования родителей обучающихся по вопросам

прохождения

коррекционно-развивающих

курсов

и

оказания

психологической поддержки. В этих целях можно использовать Skype,
WhatsApp и другие приложения, обеспечивающие аудио- и видеосвязь в
индивидуальном формате.
Активное включение обучающихся совместно с родителями в процесс
освоения
позволяет

коррекционно-развивающей
обеспечить

эффективное

области

в

удаленном

взаимодействие

всех

формате

участников

образовательных отношений.
Рекомендации родителям детей с ЗПР по созданию дома условий для
дистанционной формы обучения ребенка представлены на сайте ИКП РАО в
разделе «Дистанционное обучение детей с ОВЗ».
Обращаем внимание, что вне зависимости от выбора формы
реализации коррекционно-развивающей области в условиях удаленного
обучения, педагог-психолог должен фиксировать проведение занятий в
отчетной документации. В зависимости от того, как это принято в
образовательной организации, специалист фиксирует факт проведения
занятий в Журнале учета проведенных групповых, подгрупповых и
индивидуальных занятий и/или в Журнале учета рабочего времени педагогапсихолога. В первом случае в графах, отражающих факт присутствия
обучающегося, проставляется буква «Д» или «Э» (соответственно для
дистанционной

или

электронной

формы).

В

графах,

отражающих

тематическое содержание, проставляется тема из календарно-тематического
планирования

коррекционно-развивающего

курса.

Во

втором

случае

фиксируется факт проведения занятия в определенный циклограммой
рабочего времени промежуток. При этом в примечаниях делается пометка об
использовании дистанционной или электронной формы.
В завершении приведем перечень методической литературы для
педагога-психолога и учебно-методических пособий для обучающихся с ЗПР,
позволяющих реализовывать курсы коррекционно-развивающей области
АООП НОО обучающихся с ЗПР.

Рекомендуемая литература для проведения коррекционноразвивающих занятий педагога-психолога:
1.

Аржакаева Т.А, Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа

развивающих занятий. 1 класс. 2 класс. 3 класс. 4 класс. – М.: Генезис, 2019.
2.

Аржакаева Т.А, Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая

тетрадь. 1 класс. 2 класс. 3 класс. 4 класс. – М.: Генезис, 2019.
3.

Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой

психического развития. – М.: ВЛАДОС, 2018.
4.

Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой

психического развития : методич. пособие. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 80 с.
5.

Бабкина Н.В. Использование наглядного материала при формировании жизненных

компетенций у детей с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей
с нарушениями развития. 2016. № 3. Цветная вкладка.
6.

Бабкина Н.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с задержкой

психического развития: учеб.-методическое пособие. – М.: Школьная Книга, 2015. – 136 с.
7.

Бабкина Н.В., Бабкин С.В. Занимательные задачи для детей и их родителей. М.:

Айрис-пресс, 2006.
8.

Бабкина Н.В. Логические задачи для развития интеллекта младших школьников.

М.: Школьная Пресса, 2006.
9.

Бабкина Н.В., Бабкин С.В. Занимательные игры со словами. М.: Айрис-пресс, 2007.

10.

Еремина Ю.Е. Космическая одиссея: 25 заданий для развития саморегуляции

произвольной деятельности. – М.: НКЦ, 2019.
11.

Жизненные навыки. Рабочая тетрадь для учащегося 1-го класса. Рабочая тетрадь

для учащегося 2-го класса. Рабочая тетрадь для учащегося 3-го класса. Рабочая тетрадь
для учащегося 4-го класса / Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.
12.

Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5 – 6 класс) /

Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2018
13.

Жизненные навыки. Тренинговые занятия с подростками (7 – 8 класс) / Под ред.

С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2018
14.

Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе. Уроки психологии во

втором классе. Уроки психологии в третьем классе. Уроки психологии в четвертом классе
/ Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.
15.

Инденбаум Е.Л., Коробейников И.А., Бабкина Н.В. Дети с задержкой психического

развития : учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2019.

16.

Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Часть 1: Тетрадь 1. Тетрадь 2. Часть 2:

Тетрадь 1. Тетрадь 2. Часть 3: Тетрадь 1. Тетрадь 2. – М.: УЦ «Перспектива», 2007.
17.

Пилипко Н.В. Шпаргалка для взрослых: Методические рекомендации по

проведению развивающих занятий по психологии общения с учащимися младших классов
по программе «Приглашение в мир общения» - М.: УЦ «Перспектива», 2006.
18.

Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа умножения. Методика развития внимания у

детей 7-9 лет. Рабочая тетрадь. – М.: Изд. В. Секачев, 2017.
19.

Слободяник Н.П. Я учусь владеть собой. Рабочая тетрадь к развивающей

программе формирования эмоцион. стабильности. – М.: Аркти, 2019.
20.

Слободяник Н.П. Я учусь владеть собой. Развивающая программа формирования

эмоциональной стабильности. – М.: Аркти, 2019.
21.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения:

Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 4. – М.: Генезис, 2010.
22.

Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для

детей школьного возраста. – М.: Генезис, 2010.
23.

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь школьника. 1 класс. 2 класс. 3

класс. 4 класс. – М.: Генезис, 2013.
24.

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5 – 6

класс). – М.: Генезис, 2017.
25.

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (7 – 8

класс). – М.: Генезис, 2017.
26.

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4).

– М.: Генезис, 2018.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».