Индивидуальный учебный план АООП ФГОС НОО ОВЗ (вариант 2.3) 2024-2025 уч.год

Учебный план, реализующий адаптированную основную
общеобразовательную программу начального общего образования для
слабослышащих обучающихся с учетом психофизических возможностей
обучающихся с задержкой психического развития ФГОС НОО ОВЗ.
(Вариант 2.3)
Нормативно-правовая основа формирования учебного плана
Учебный план начального общего образования муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Россошинская средняя школа имени Героя
Советского Союза И.Ф. Бибишева» для индивидуального обучения в 2024-2025
учебном году (далее – учебный план) разработан в соответствии с:
 Указом Президента Российской Федерации от 03.07.2020 № 445 «Об
официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с
внесенными в нее поправками»;
 Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями);
 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об Утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями);
 приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с
изменениями и дополнениями);
 приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №
373»;
 приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №
373»;
 приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;

 приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный
приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. № 373»;
 приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.01.2014 № 2 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
 приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);
 письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от
25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы
религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»;
 письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
20.06.2018 № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков
народов РФ»;
 письмом Министерства просвещения России от 20.12.2018 № 03-510 «О
направлении информации» (вместе с «Рекомендациями по применению
норм законодательства в части обеспечения возможности получения
образования на родных языках из числа языков народов Российской
Федерации, изучения государственных языков республик Российской
Федерации, родных языков из числа языков народов Российской
Федерации, в том числе русского как родного»);
 приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018
№ 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования»,
 приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.11.2019
№ 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря
2018 г. № 345»;

 приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»

 Примерной основной образовательной программой начального общего
образования, одобренной решением Федерального УМО по общему
образованию от 08.04.2015, протокол № 1/15 http://fgosreestr.ru/;
 приказом министерства образования и науки Волгоградской области от
23.06.2014 № 780 «Об организации деятельности по реализации и введению
федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования в Волгоградской области» (с изменениями на 30 января 2018
года);
 Уставом МБОУ «Россошинская средняя школа имени Героя Советского
Союза И. Ф. Бибишева»;
 Адаптированной
основной
общеобразовательной
программой
начального общего образования для слабослышащих обучающихся
начального общего образования МБОУ «Россошинская СШ имени Героя
Советского Союза И. Ф. Бибишева».
Пояснительная записка
Учебный план общего образования для слабослыщащих детей с учетом
психофизических особенностей слабослыщащих обучающихся составлен в
соответствии со статьей 79 Федерального закона от 101.09.2013 № 273 «Об
образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном)
образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии от 12 марта 1997 года № 288, Положения о порядке финансирования
расходов, связанных с организацией начального общего, основного общего,
среднего общего образования слабослыщащих детей, Положением об
осуществлении деятельности по общеобразовательным программам для
слабослыщащих детей.
Учебный план Организаций Российской Федерации, реализующих АООП
НОО слабослыщащих обучающихся (вариант 2.3) (далее ― учебный план),
фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных
механизмов его реализации.

Учебный план должен соответствовать действующему законодательству
Российской Федерации в области образования, обеспечивать введение в действие
и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение
гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных
действующим СанПиНом.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционноразвивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции
недостатков психофизического развития обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных
организациях, реализующих АООП НОО, и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с ЗПР:
формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также
его интеграцию в социальное окружение;
готовность обучающихся к продолжению образования на последующей
ступени основного общего образования;
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их
к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
личностное
развитие
обучающегося
в
соответствии
с
его
индивидуальностью.
Организация самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, в
выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая
деятельность, экскурсии и т. д.).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для слабослыщащих обучающихся, а также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося. В 1 и 1дополнительном
классах эта часть отсутствует. Время, отводимое на данную часть, внутри

максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся может быть
использовано:
на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей для слабослыщащих
обучающихся и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или физическом развитии;
на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных
учебных предметов (например: элементарная компьютерная грамотность и др.);
на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные (например: история и культура родного
края и др.).
Количество часов, отведенных на освоение для слабослыщащих
обучающимися учебного плана, состоящего из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не
превышает величину максимально допустимой недельной образовательной
нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно­гигиеническими
требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная
деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(духовно­нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное,
спортивно­оздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной
деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в
образовательной организации.
Выбор направлений внеурочной деятельности определяется Организацией.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта,
является обязательной частью внеурочной деятельности и представлено
фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями
(логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на
коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных
жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для
индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение,
содержание может осуществляться Организацией самостоятельно, исходя из
психофизических особенностей для слабослыщащих обучающихся на основании
рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в индивидуальной и
групповой форме.
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе
принимают участие все педагогические работники Организации (учителядефектологи, учителя групп продленного дня, воспитатели, учителя-логопеды,

педагоги-психологи,
социальные
педагоги,
педагоги
дополнительного
образования и др.), так же и медицинские работники.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но
учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на
реализацию АООП НОО. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную
деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка ― 10 ч,
из них 8 ч отводится на проведение коррекционных занятий.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
АООП НОО определяет Организация.
АООП НОО для слабослыщащих обучающихся может включать как один,
так и несколько учебных планов. Для развития потенциала тех слабослыщащих
обучающихся, которые в силу особенностей психофизического развития
испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут
разрабатываться с участием их родителей (законных представителей)
индивидуальные
учебные
планы,
в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей,
формы образования).
Учебный план обеспечивает в случаях предусмотренных законодательством
Российской Федерации в области образования 1 возможность обучения на
государственных языках субъектов Российской Федерации, а также возможность
их изучения, и устанавливает количество занятий, отводимых на их изучение, по
классам (годам) обучения.
Для первой ступени общего образования для слабослыщащих обучающихся
представлены два варианта примерного учебного плана:
вариант 1 — для образовательных организаций, в которых обучение ведётся
на русском языке;
вариант 2 — для образовательных организаций, в которых обучение ведётся
на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России.
Сроки освоения АООП НОО (вариант 2.3)
для слабослыщащих
обучающимися составляют 5(6) лет, с обязательным введение 1 дополнительного
класса.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления
здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования
составляет 34 недели, в 1 и 1 дополнительном классах — 33 недели.
Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя: Конституцию Российской
Федерации, Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», а также
другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в
сфере образования (пункт 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации»)
1

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее
30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 и 1
дополнительном1 классов устанавливаются в течение года дополнительные
недельные каникулы.
Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При
определении продолжительности занятий в 1 и 1 дополнительном классах
используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре,
октябре − по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока
по 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый); 2
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов «Русский
язык», «Литературное чтение» и «Родной язык и литературное чтение» может
корректироваться в рамках предметной области «Филология» с учётом
психофизических особенностей для слабослыщащих обучающихся.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и
психокоррекционными),
направленными
на
коррекцию
недостатков
психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а
также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию
отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие
пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки
детей. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до
25 мин., на групповые занятия – до 40 минут.
Количество учебных занятий за 5 учебных лет не может составлять более
3732 часов.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, на ступени начального
общего обучения составляет − 1680 часов, из них 1121 ч приходится на
коррекционно-развивающее направление.

П. п 10.9, 10.10 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 г.
Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
2

Примерный недельный учебный план начального общего образования
слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.3.)
Предметные
Классы
области
Учебные предметы
Обязательная часть
Язык и речевая Русский язык (обучение
практика
грамоте, формирование
грамматического строя речи)
Чтение
Развитие речи
Предметно-практическое
обучение
Математика
Математика
Естествознани Ознакомление с окружающим
е
миром

Искусство
Технология
Физическая
культура

Iд

Количество часов в неделю
I
II III IV V
Всего

6

6

4

4

4

4

28

4
2

4
-

4
3
-

4
3
-

4
3
-

4
3
-

16
20
2

4
1

4
1

4
1

4
1

4
-

4
-

16
4

Окружающий мир (Человек,
природа, общество)

-

-

-

-

1

1

2

Изобразительное искусство
Труд (технология)

1
-

1
2

1
1

1
1

1
1

1
1

6
6

3

3

3

3

3

3

18

21
-

21
-

21
2

21
2

21
2

21
2

126
8

21

21

23

23

23

23

134

10

10

10

10

10

10

60

3

3

3

3

3

3

18

1

1

1

-

-

-

3

2
2
2
31

2
2
2
31

2
2
2
33

1
2
2
2
33

2
2
3
33

2
2
3
33

7
12
6
14
194

Адаптивная физическая
культура
Итого
Часть учебного плана, формируемая
участниками образовательного процесса
(при 5-дневной неделе)
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность (включая
коррекционно-развивающую область)
Коррекционно-развивающая область:
1. Формирование речевого слуха и
произносительной стороны устной речи
(индивидуальные занятия)*
2. Развитие слухового восприятия и техника
речи (фронтальные занятия)
3. Музыкально-ритмические занятия.
4. Развитие познавательной сферы*
5. Социально-бытовая ориентировка
Другие направления внеурочная деятельность
Всего к финансированию

Индивидуальный недельный учебный план для слабослышащего
обучающегося по АООП НОО вариант 2.3 в 1 классе

Костенко Арины Евгеньевны
Предметные
области

Классы
Учебные предметы

Обязательная часть
Язык и речевая
практика

Русский язык (обучение
грамоте, формирование
грамматического строя речи)
Чтение
Развитие речи
Предметно-практическое
обучение
Математика
Математика
Естествознание Ознакомление с
окружающим миром

Искусство
Технология

Количество часов в неделю
Всего

1
на
дому
3

в
классе
-

2

-

2

2
1

-

2
1

3

Окружающий мир (Человек,
природа, общество)

-

Изобразительное искусство
Труд (технология)

1
2

1
2

3

3

6

14

Физическая
культура

Адаптивная физическая
культура
Итого
Часть учебного плана, формируемая
участниками образовательного процесса
(при 5-дневной неделе)
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность (включая
коррекционно-развивающую область)
Коррекционно-развивающая область:
1. Формирование речевого слуха и
произносительной стороны устной речи
(индивидуальные занятия)*
2. Развитие слухового восприятия и техника
речи (фронтальные занятия)
3. Музыкально-ритмические занятия.
4. Развитие познавательной сферы*
5. Социально-бытовая ориентировка
Другие направления внеурочная деятельность
Всего к финансированию

8
8

10

3
1
2
2
2
31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».