Учебный план, реализующий адаптированную основную
общеобразовательную программу основного общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) ФГОС НОО ОВЗ
Нормативно-правовая основа формирования учебного плана
Учебный план основного общего образования муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Россошинская средняя школа имени Героя
Советского Союза И.Ф. Бибишева» для индивидуального обучения в 2024-2025
учебном году (далее – учебный план) разработан в соответствии с:
Указом Президента Российской Федерации от 03.07.2020 № 445 «Об
официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с
внесенными в нее поправками»;
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями);
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об Утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №
1599)
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от22 декабря 2015 г., № 4/15)
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.01.2014 № 2 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)";
письмом Министерства просвещения России от 20.12.2018 № 03-510 «О
направлении информации» (вместе с «Рекомендациями по применению норм
законодательства в части обеспечения возможности получения образования на
родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения
государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из
числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как
родного»);
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018
№ 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»,
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.11.2019 №
632
«О внесении изменений в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, сформированный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №
345»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №
287 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»
приказом министерства образования и науки Волгоградской области от
23.06.2014 № 780 «Об организации деятельности по реализации и введению
федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования в Волгоградской области» (с изменениями на 30 января 2018
года);
Уставом МБОУ «Россошинская средняя школа имени Героя Советского Союза
И. Ф. Бибишева»;
Учебный план, реализующих АООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных
механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - I - IV или I дополнительный, I - IV классы;
2 этап - V - IX классы;
3 этап - X - XII классы.
Срок обучения по АООП составляет 9 - 13 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I
дополнительном и в I классе и 34 учебных недель в году со II по XII класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732
академических часов на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс),
5066 академических часов на 2 этапе обучения (V - IX класс) и 3060 часов на 3 этапе
(X - XII класс).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных
областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных
предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную
коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых
образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции
недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру
учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть,
участниками образовательных отношений.
формируемую
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может
различаться для обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических
групп и определяется в соответствии с представленными ниже учебными планами.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с умственной отсталостью:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана,
образовательных отношений, предусматривает:
формируемая
участниками
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная
деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие
направления внеурочной деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными
коррекционными
курсами
(коррекционно
развивающими
занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной
организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой
учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в
неделю из часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной
организации.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов,
необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет
суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны
включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом
возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей (пункт
3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
обучающихся
и
молодежи",
утвержденных
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28
(зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020
г, регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые
в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в
усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их
родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках
которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание
дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация
индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской
поддержкой.
Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся V - IX
классов.
Предметные
области
Класс
Учебные
предметы
Количество часов
V
VI
Всего
VII
VIII
IX
Обязательная часть
1. Язык и речевая Русский язык
практика
Чтение
(Литературное
чтение)
4
4
4
4
4
20
4
4
4
4
4
20
2. Математика
Математика
4
4
3
3
3
17
Информатика
-
-
1
1
1
3
2
2
-
-
-
4
Биология
-
-
2
2
2
6
География
-
2
2
2
2
8
Основы
социальной жизни
2
2
2
2
2
10
Мир истории
-
2
-
-
-
2
История
Отечества
-
-
2
2
2
6
Музыка
1
-
-
-
-
1
Рисование
(изобразительное
искусство)
2
-
-
-
-
2
6. Физическая
культура
Адаптивная
физическая
культура
2
2
2
2
2
10
7. Технология
Профильный труд
6
6
7
7
7
33
Итого
27
28
28
28
28
139
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
2
2
1
1
1
7
Максимально допустимая годовая
нагрузка (при 5-дневной учебной
29
30
30
30
30
149
3. Естествознание Природоведение
4. Человек и
общество
5. Искусство
неделе)
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):
6
6
6
6
6
30
Внеурочная деятельность:
4
4
4
4
4
20
Индивидуальный учебный план обучающегося на дому по АООП ОУО
(вариант 1) в 5 классе МБОУ «Россошинская СШ имени Героя
Советского Союза И. Ф. Бибишева»
Кожанова Егора Алексеевича
Предметные
области
Класс
Учебные
предметы
5 класс
На дому
В ОУ
Самообуч
ение
Всего
часов
1. Язык и речевая Русский язык
практика
Чтение
(Литературное
чтение)
2
-
2
4
2
-
2
4
2. Математика
Математика
3
-
1
4
Информатика
-
-
-
1
-
1
Биология
-
-
-
География
-
-
-
-
Основы
социальной жизни
1
-
1
2
Мир истории
-
-
-
-
История
Отечества
-
-
-
-
Музыка
-
-
1
1
Рисование
(изобразительное
искусство)
-
-
2
2
Адаптивная
физическая
культура
-
2
-
2
3. Естествознание Природоведение
4. Человек и
общество
5. Искусство
6. Физическая
культура
2
7. Технология
Профильный труд
Итого
1
2
3
6
10
4
13
27
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
2
Максимально допустимая годовая
нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе)
29
Коррекционно-развивающая
область (коррекционные занятия и
ритмика):
6
6
Логопедические занятия
3
3
Ритмика
1
1
Развитие психомоторики и сенсорных
процессов
2
2
Внеурочная деятельность:
4
4
2