Учебный план, реализующий адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ФГОС НОО ОВЗ Нормативно-правовая основа формирования учебного плана Учебный план основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Россошинская средняя школа имени Героя Советского Союза И.Ф. Бибишева» для индивидуального обучения в 2024-2025 учебном году (далее – учебный план) разработан в соответствии с: Указом Президента Российской Федерации от 03.07.2020 № 445 «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками»; Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об Утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями); Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от22 декабря 2015 г., № 4/15) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; письмом Министерства просвещения России от 20.12.2018 № 03-510 «О направлении информации» (вместе с «Рекомендациями по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного»); приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.11.2019 № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» приказом министерства образования и науки Волгоградской области от 23.06.2014 № 780 «Об организации деятельности по реализации и введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в Волгоградской области» (с изменениями на 30 января 2018 года); Уставом МБОУ «Россошинская средняя школа имени Героя Советского Союза И. Ф. Бибишева»; Учебный план, реализующих АООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Недельный учебный план представлен по этапам обучения: 1 этап - I - IV или I дополнительный, I - IV классы; 2 этап - V - IX классы; 3 этап - X - XII классы. Срок обучения по АООП составляет 9 - 13 лет. Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I дополнительном и в I классе и 34 учебных недель в году со II по XII класс. Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс), 5066 академических часов на 2 этапе обучения (V - IX класс) и 3060 часов на 3 этапе (X - XII класс). На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план включает обязательную часть и часть, участниками образовательных отношений. формируемую Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических групп и определяется в соответствии с представленными ниже учебными планами. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью: формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, образовательных отношений, предусматривает: формируемая участниками учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционно развивающими занятиями). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов внеурочной деятельности. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся V - IX классов. Предметные области Класс Учебные предметы Количество часов V VI Всего VII VIII IX Обязательная часть 1. Язык и речевая Русский язык практика Чтение (Литературное чтение) 4 4 4 4 4 20 4 4 4 4 4 20 2. Математика Математика 4 4 3 3 3 17 Информатика - - 1 1 1 3 2 2 - - - 4 Биология - - 2 2 2 6 География - 2 2 2 2 8 Основы социальной жизни 2 2 2 2 2 10 Мир истории - 2 - - - 2 История Отечества - - 2 2 2 6 Музыка 1 - - - - 1 Рисование (изобразительное искусство) 2 - - - - 2 6. Физическая культура Адаптивная физическая культура 2 2 2 2 2 10 7. Технология Профильный труд 6 6 7 7 7 33 Итого 27 28 28 28 28 139 Часть, формируемая участниками образовательных отношений: 2 2 1 1 1 7 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной 29 30 30 30 30 149 3. Естествознание Природоведение 4. Человек и общество 5. Искусство неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): 6 6 6 6 6 30 Внеурочная деятельность: 4 4 4 4 4 20 Индивидуальный учебный план обучающегося на дому по АООП ОУО (вариант 1) в 5 классе МБОУ «Россошинская СШ имени Героя Советского Союза И. Ф. Бибишева» Кожанова Егора Алексеевича Предметные области Класс Учебные предметы 5 класс На дому В ОУ Самообуч ение Всего часов 1. Язык и речевая Русский язык практика Чтение (Литературное чтение) 2 - 2 4 2 - 2 4 2. Математика Математика 3 - 1 4 Информатика - - - 1 - 1 Биология - - - География - - - - Основы социальной жизни 1 - 1 2 Мир истории - - - - История Отечества - - - - Музыка - - 1 1 Рисование (изобразительное искусство) - - 2 2 Адаптивная физическая культура - 2 - 2 3. Естествознание Природоведение 4. Человек и общество 5. Искусство 6. Физическая культура 2 7. Технология Профильный труд Итого 1 2 3 6 10 4 13 27 Часть, формируемая участниками образовательных отношений: 2 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 29 Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): 6 6 Логопедические занятия 3 3 Ритмика 1 1 Развитие психомоторики и сенсорных процессов 2 2 Внеурочная деятельность: 4 4 2