Учебный план, реализующий адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ФГОС НОО ОВЗ Нормативно-правовая основа формирования учебного плана Учебный план начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Россошинская средняя школа имени Героя Советского Союза И.Ф. Бибишева» для обучения в 2024-2025 учебном году (далее – учебный план) разработан в соответствии с: Указом Президента Российской Федерации от 03.07.2020 № 445 «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками»; Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об Утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями); приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями); приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»; приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями); письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.06.2018 № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ»; письмом Министерства просвещения России от 20.12.2018 № 03-510 «О направлении информации» (вместе с «Рекомендациями по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного»); приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.11.2019 № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением Федерального УМО по общему образованию от 08.04.2015, протокол № 1/15 http://fgosreestr.ru/; приказом министерства образования и науки Волгоградской области от 23.06.2014 № 780 «Об организации деятельности по реализации и введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в Волгоградской области» (с изменениями на 30 января 2018 года); Уставом МБОУ «Россошинская средняя школа имени Героя Советского Союза И. Ф. Бибишева»; Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Россошинская СШ имени Героя Советского Союза И. Ф. Бибишева» Пояснительная записка Учебный план МБОУ «Россошинская СШ имени Героя Советского Союза И. Ф. Бибишева» (далее - Учебный план), реализующих АООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Недельный учебный план представлен по этапам обучения: 1 этап - I - IV или I дополнительный, I - IV классы; 2 этап - V - IX классы; 3 этап - X - XII классы. Срок обучения по АООП составляет 9 - 13 лет. Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I дополнительном и в I классе и 34 учебных недель в году со II по XII класс. Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс), 5066 академических часов на 2 этапе обучения (V - IX класс) и 3060 часов на 3 этапе (X - XII класс). На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план включает обязательную часть и часть, участниками образовательных отношений. формируемую Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических групп и определяется в соответствии с представленными ниже учебными планами. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью: формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, образовательных отношений, предусматривает: формируемая участниками учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционно развивающими занятиями). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов внеурочной деятельности. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. Недельный учебный план АООП УО (вариант 1) обучающихся 1-4 классов. Предметные области Класс Количество часов 1 Всего 2 3 4 3 3 3 3 12 3 4 4 4 15 Речевая практика 2 2 2 2 8 2. Математика Математика 3 4 4 4 15 3. Естествознание Мир природы и человека 2 1 1 1 5 4. Искусство Музыка 2 1 1 1 5 Рисование (изобразительное искусство) 1 1 1 1 4 5. Физическая культура Адаптивная физическая культура 3 3 3 3 12 6. Технология Ручной труд 2 1 1 1 5 21 20 20 20 81 Часть, формируемая участниками образовательных отношений: - 3 3 3 9 Занятия по восполнению знаний по русскому языку - 2 2 2 6 Занятия по восполнению знаний по математике - 1 1 1 3 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 21 23 23 23 90 Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): 6 6 6 6 24 Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая Русский язык практика Чтение Итого логопедические занятия 3 3 3 3 12 ритмика 1 1 1 1 4 развитие психомоторики и сенсорных процессов 2 2 2 2 8 Внеурочная деятельность: 4 4 4 4 16 Учебный план обучающегося по АООП О УО НОО вариант 1 в 3 классе МБОУ «Россошинская СШ имени Героя Советского Союза И. Ф. Бибишева» Чеметева Алексея Ивановича Класс Предметная область Учебные предметы 1. Язык и речевая практика 4 Всего Русский язык 3 3 Чтение 4 4 Речевая практика 2 2 2. Математика Математика 4 4 3. Естествознание Мир природы и человека 1 1 4. Искусство Музыка 1 1 Рисование (изобразительное искусство) 1 1 5. Физическая культура Адаптивная физическая культура 3 3 6. Технология Ручной труд 1 1 Итого 20 20 Часть, формируемая участниками образовательных отношений: 3 3 Занятия по восполнению знаний по русскому языку 2 2 Занятия по восполнению знаний по математике 1 1 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5- 23 23 дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): 6 6 логопедические занятия 3 3 ритмика 1 1 развитие психомоторики и сенсорных процессов 2 2 Внеурочная деятельность: 4 4 Учебный план обучающихся по АООП О УО НОО вариант 1 в 4 классе МБОУ «Россошинская СШ имени Героя Советского Союза И. Ф. Бибишева» Володченко Михаила Евгеньевича Жилина Виктора Михайловича Жилина Михаила Викторовича Класс Предметная область Учебные предметы 1. Язык и речевая практика Всего 4 Русский язык 3 3 Чтение 4 4 Речевая практика 2 2 2. Математика Математика 4 4 3. Естествознание Мир природы и человека 1 1 4. Искусство Музыка 1 1 Рисование (изобразительное искусство) 1 1 5. Физическая культура Адаптивная физическая культура 3 3 6. Технология Ручной труд 1 1 Итого 20 20 Часть, формируемая участниками образовательных 3 3 отношений: Занятия по восполнению знаний по русскому языку 2 2 Занятия по восполнению знаний по математике 1 1 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе) 23 23 Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): 6 6 логопедические занятия 3 3 ритмика 1 1 развитие психомоторики и сенсорных процессов 2 2 Внеурочная деятельность: 4 4