Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
В соответствии с данной статьей органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.
Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".
Зачисление в образовательную организацию детей с ОВЗ регламентируется порядком приема граждан на обучение пообразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказомМинистерства просвещения РФ от 02.09.2020 г. № 458, и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения, и рекомендаций ПМПК.
В рекомендациях ПМПК должна быть определена:
- образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст. 2 ФЗ № 273);
- форма получения образования;
- необходимость периода динамического наблюдения;
- направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);
- условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.
Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.
В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:
- по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности - приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;
ФЗ № 273 выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ № 273 указано, что "лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования".
Следует отметить, что адаптированные основные общеобразовательные программы являются предметом государственной аккредитации.
В соответствии со статьей 16 ФЗ № 273 предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Порядок применения дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017г. N816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ". Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В МБОУ"Россошинская СШ"специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления и обучения в школу. Для организации информационной открытости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте создан специальный раздел «Доступная среда», официальный сайт адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих)
«ДОСТУПНАЯ СРЕДА»- это безбарьернаясредадля детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающая доступ кобразовательнымресурсам и совместный процесс ихобученияв обычных школах. Она направлена на развитие инклюзивногообразования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особыеобразовательныепотребности.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В МБОУ "Россошинская СШ" обучаются дети-инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, для которых созданы специальные условия обучения: разработаны адаптированные адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР, адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Оснащение учебных кабинетовобеспечивается оборудованием автоматизированных рабочих мест учителя и обучающихся, а также набором традиционной учебной техники для обеспечения образовательной деятельности.
Средства обученияпо предметным областям содержат различные средства наглядности, а также лабораторное и демонстрационное оборудование, приборы и инструменты для проведения натуральных экспериментов и т.д.
Данным оборудованием пользуются дети-инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Практические занятия, внеурочнаядосуговая деятельность и деятельность системы дополнительного образования в школе организована в оборудованных учебных кабинетах: кабинет информатики, кабинет физики, кабинет биологии, кабинет химии, в спортивном зале, на школьном стадионе, актовом зале, музее Боевой Славы с использованием всей метериально-технической базы школы.
Учебно-лабораторное оборудование используется обучающимися 1-11-х классов, в том числе и лицами с ОВЗ.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В
школе есть библиотека + читальный зал.
Материально-техническое оснащение школьной библиотеки обеспечивает
доступ учащихся и педагогов к учебной и художественной литературе, коллекциям
медиаресурсов на электронных носителях.
Ежегодно за счет средств областного бюджета образовательное учреждение
приобретает учебники для освоения учащимися образовательных программ.
Школьная библиотека укомплектована не только учебной, но и
дополнительной литературой: отечественной и зарубежной, классической и
современной; научно-популярной и научно- технической; изданиями по
изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии,
правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографической и
периодическими изданиями, собраниями словарей; литературой по социальному и
профессиональному самоопределению учащихся.
Библиотека оборудована столами для читателей, стульями, книжными
шкафами, стеллажами, каталожным шкафом и рабочим столом для библиотекаря в
составе персонального компьютера, принтера. Рабочее место библиотекаря имеет
выход в Интернет. Комплектование библиотеки и читального зала специальными адаптивно-техническими
средствами, приспособленными для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья, не предусмотрено.
Доступк имеющемуся
библиотечному фонду для инвалидов и лиц с ОВЗ не ограничен.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе создаются оптимальные условия для занятий спортом, спортивный зал оснащен необходимым оборудованием и инвентарём по всем разделам учебной программы по физической культуре, в том числе для реализации программ дополнительного образования детей по физкультурно-спортивной направленности. На территории стадиона оборудована полоса препятствий.
Для проведения уроков физической культуры и внеклассной работы в школе имеется хорошая материально – техническая база. Занятия проводятся в спортивном зале. Зал оборудован туалетами и душевыми, две раздевалки.
Технические испытания спортивного оборудования, проводимые в начале учебного года, подтвердили его удовлетворительное состояние.
В полном объеме имеется спортивный инвентарь для проведения уроков по темам: «Баскетбол, «Волейбол», «Настольный теннис», «Легкая атлетика», «Гимнастика».
Для проведения спортивно-массовых мероприятий в школе имеется большой набор настольных игр (шашки, шахматы, шахматные часы), а также дартс. В школе имеется комплект спортивной формы для участия школьной команды в районных и областных соревнованиях по спортивным играм.В учреждении имеются спортивный зал, спортивная площадка, стадион, беговая дорожка, необходимый спортивный инвентарь.
Дети-инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не имеющие освобождения, посещают занятия физической культуры и спортивные секции.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и
воспитания учащихся, в том числе с ОВЗ и детей-инвалидов
Средства обучения- это различные
объекты, используемые учителем и обучающимися,в том числе инвалидами и лицами с
ОВЗ, в процессе обучения: печатные, аудиовизуальные, демонстрационные,
электронные образовательные ресурсы, учебные приборы, спортивное оборудование и
другие.
Средства воспитания- это
совокупность приемов воспитания, которые используются в воспитательной
деятельности для решения конкретных воспитательных задач: художественная
литература, научно-популярные издания, телевидение, театр, журналы, игры, спорт
и другие.Отдельные средства воспитания применимы для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Средства обучения и воспитания – все те материалы, с
помощью которых осуществляется обучающее воздействие (учебный процесс). К
средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые
используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию
принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса,
дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления
учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают
визуальные средства, так как более 80 % информации обучающиеся воспринимают
зрительно мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды:
карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы,
наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски. При использовании
наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна
соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и
показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока;
необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов;
демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием
материала; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна
быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению
желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Реализация адаптированных образовательных программ
предусматривает использование в образовательной деятельности учебников для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Перечень учебников (в том
числе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) для использования в
образовательной деятельности в 2022-2023 учебном году определен приказом ОО от
01.09.2022 г. № 315 (во вложении).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
беспрепятственный доступ в здание школы обеспечивается следующими условиями:
- выделенная автостоянка автотранспортных средств для инвалидов;
- наличие поручней и пандусов;
- доступные входные группы;
- достаточная ширина проемов в стенах, лестничных маршей, площадок;
- наличие информационных табло ( в том числе интерактивных);
- наличие информационных табло выполненных шрифтом Брайля;
- наличие лифта.
Специальные условия питания
Имеется столовая, пищеблок (цех для обработки овощей, цех для работы с тестом, варочный цех, цех готовой продукции, подогрев, цех для мытья посуды, кладовые, овощехранилище, раздевалка).
Для детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ предусмотрено 2-х разовое питание.
Специальные условия охраны здоровья
Учебный процесс реализуется в соответствии с Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
Медицинское обслуживание учащихся осуществляется ГБУЗ Городищенская ЦРБ "Россошинская участковая больница".
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В учреждении
имеется доступ к сети Интернет, локально-вычислительная сеть (кабинет
информатики, предметные кабинеты)
Учреждение
использует следующие информационные системы:
·
информационно-контентные
системы;
·
автоматизированные
системы управления;
·
системы
тестирования.
Доступ к
информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям имеют
дети-инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к данным ресурсам имеют
все обучающиеся учреждения, включая детей-инвалидов и обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Современная платформа
официального сайта Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области (далее – Министерство) обеспечивает доступность большого объема
информации по всем направлениям сфер образования и молодежной политики. На
сайте Министерства размещаются новости, официальные документы, методические
рекомендации, анонсы мероприятий и много другой полезной информации.
сайт Министерства -https://minobraz.egov66.ru;
официальная страница
Министерства в социальной сети «ВКонтакте» -https://vk.com/minobraz_so.
Также Министерство образования
и молодежной политики информирует о том, что на главной странице официального
сайта Министерства создан раздел "Образование детей с особыми
образовательными потребностями", где ежедневно размещаются методические и
учебные материалы, презентации по реализации программ и организации досуга для
детей с ОВЗ.
https://yadi.sk/i/Oe-BdAiRXoLi6w?uid=368192861- актуальные вопросы в
воспитании детей с ОВЗ.официальная
страница Министерства в социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/minobraz_so
Также Министерство
образования и молодежной политики информирует о том, что на главной странице
официального сайта Министерства создан раздел "Образование детей с особыми
образовательными потребностями", где ежедневно размещаются методические и
учебные материалы, презентации по реализации программ и организации досуга для
детей с ОВЗ. https://yadi.sk/i/Oe-BdAiRXoLi6w?uid=368192861- актуальные вопросы в воспитании детей с ОВЗ.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Во время
проведения занятий в классах, где обучаются дети с инвалидностью и
ОВЗ, применяются мультимедийные средства обучения, оргтехника и
иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с
различными нарушениями.
Форма
проведения текущей и итоговой аттестации для инвалидов может быть установлена с
учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге,
в форме тестирования и т.п.). При необходимости проводится подбор и
разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к
ограничениям их здоровья.
Учебные
кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения
коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и
детей с ОВЗ:
- мультимедийные комплексы
(проектор и экран),
- интерактивные доски,
- ноутбуки ученические