Педагогический аспект обеспечения безопасности ребенка в Интернет

26.11.2018

Решение задачи по обеспечению безопасности при использовании компьютера и Интернета детьми требует комплексного подхода, решения множества психолого-педагогических вопросов. Помимо выполнения очевидных мер безопасности (установка антивирусных программ, брандмауэров, фильтров, ограничений по времени) необходима разработка и реализация правил электронной безопасности, которые требуют привлечения широкого спектра заинтересованных лиц: директора школы, классных руководителей, преподавателей информационных технологий, самих учащихся и их родителей, поставщиков услуг Интернета.

Информационная безопасность в Интернете может обсуждаться во время уроков информатики, социологии, ОБЖ, гражданского права и др.

Путь решения этой проблемы может быть обозначен словами Н.Е. Щурковой: «специфика педагогической работы с детьми состоит не в том, чтобы, подавить негативные проявления личности, а в том, чтобы, не обедняя ни содержательно, ни методически воспитательного процесса, осуществить необходимое для каждого ребенка на земле вхождение в контекст высоких современных достижений культуры; сохраняя достоинство личности, перевести её поведение на уровень культуры»

Ограничение доступа к нежелательной информации нужно сочетать с демонстрацией качественных образовательных ресурсов.

Поэтому, изучение разделов школьной программы необходимо снабдить ссылками как на традиционные бумажные, так и электронные учебники, учебные пособия, энциклопедии, справочники, словари, ресурсы электронных федеральных образовательных коллекций, цифровых хранилищ библиотек и музеев, образовательных сайтов, дидактические материалы учителя, работы других учащихся.

Задача информационной деятельности учителя и ученика на этой стадии заключается в совместном расширении и систематизации сети используемых информационных образовательных источников.

При переходе из класса в класс количество используемых образовательных ресурсов неизбежно увеличивается.

Если в первом классе ученик преимущественно пользуется учебником и рабочей тетрадью, то перед одиннадцатиклассником открывается бескрайний океан мировых информационных ресурсов накопленных за всю историю цивилизации.

Ограничение в доступе к этим ресурсам, ведет «к цифровому неравенству между людьми».

Учитель ориентирует учащихся в доступных информационных образовательных ресурсах по теме урока, проекта, учащиеся самоопределяются в выборе информационных источников. Это могут быть как традиционные бумажные, так и электронные учебники, учебные пособия, энциклопедии, справочники, словари, ресурсы электронных федеральных образовательных коллекций, цифровых хранилищ библиотек и музеев, образовательных сайтов, дидактические материалы учителя, работы других учащихся. При необходимости учащиеся осуществляют самостоятельный поиск информации по ключевым словам темы в сети с использованием поисковых систем Интернет, работают с коллективными закладками, совместно создают гиперссылки на образовательные ресурсы; составляют каталог ресурсов по теме, размышляют 1

В качестве примера учащимся может быть предложен список ресурсов расположенный на страницах сайта Центра информационных технологий в обучении «Познание» https:// sites.google.com/site/poznanietime/resources.

Учитель организует поиск дополнительных источников через библиотечные каталоги, поисковые системы Интернет, учит отбирать и систематизировать их.

В работах Е.С. Полат, указывается на то, что необходимо обращать внимание учащихся на объективность и надежность предлагаемой информации: ее источник, автора публикации, принадлежность источника к определенной культурной, политической, конфессиональной среде.

Кроме того, необходимо

· учить подростков анализировать информацию с позиции общечеловеческих ценностей;

· отделять факты от субъективных мнений;

· отделять эмоции от фактов;

· рассматривать проблему с разных сторон, а не только с позиции автора;

· устанавливать взаимосвязь явлений;

· связывать разнородные объекты;Хочу такой сайт

· объединять противоположности, стараясь найти дополнительные аспекты рассмотрения проблемы;

· обобщать полученную информацию и делать выводы, принимать решения;

· оценивать полученную информацию по совокупности проведенного анализа;

· прогнозировать последствия принятого решения.

Этим базовым умениям безопасной работы с информацией необходимо обучать учащихся в процессе познавательной деятельности по любому предмету школьной программы.

Эффективные приемы критического восприятия, осмысления и передачи информации подробно описаны в образовательной технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления».

Это такие приемы как:

· инсерт (разметка текста),

· двухчастный дневник,

· зигзаг,

· кластер,

· концептуальная таблица,

· чтение с остановками.

Участвуя в информационной деятельности, подростки не только ищут, анализируют, используют готовые ресурсы, но и создают собственные информационные продукты: аннотации, сообщения, доклады и др., в том числе с использованием ИКТ:

· мультимедийные презентации,

· публикации,

· таблицы,

· иаграммы,

а также карты памяти, вики-статьи, электронные каталоги, гипермедийные тексты, делятся ссылками на созданные ресурсы.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».